Сегодня очень сложно удивить красивым свадебным кортежем. В Минске и областных городах можно выбрать практически любой желаемый автомобиль для свадебной церемонии. Но так было не всегда — «Автобизнес» разбирался, как развивалась мода на свадебные кортежи в Беларуси с 1990-х и по сей день.
Самого «крутого» — вперёд
Стык 1980-х и 1990-х — это не только гласность, но и тотальный дефицит товаров. В самом начале 1990-х при регистрации заявлений в ЗАГСе молодоженам выдавали талоны на покупку колец, алкоголя и других товаров. О лимузинах простые граждане знали только из зарубежных фильмов. Вряд ли кто-то 30 лет назад, будучи еще советским человеком, мог себе представить, что в обозримом будущем в день бракосочетания любой желающий сможет ездить на роскошном лимузине…
Тем не менее уже тогда существовала мода на красивые авто на свадьбу. В те годы было престижным иметь в кортеже 31-е «Волги», которые, как правило, благодаря связям брали в местных исполкомах. Со временем такая услуга стала официальной. Верхом совершенства было раздобыть «Чайку», но такие машины были далеко не в каждом городе.
С развалом СССР и обретением независимости в Беларусь хлынул поток иномарок, которые стали вытеснять из свадебной моды советский автопром.
Просто кортеж, состоящий из любых иномарок, — это уже неоригинально, поэтому во главу колонны ставили самую «крутую» из имеющихся машин. Идеально, когда такой автомобиль был белого или черного цвета. Как правило, кортеж состоял из автомобилей друзей, родственников или знакомых.
Пока собрать кортеж из автомобилей одной марки, модели и цвета было практически невозможно, молодожены старались хотя бы подобрать авто по цвету.
Первыми бестселлерами в свадебной индустрии стали Mercedes W124 белого цвета. Еще более престижно, если саму колонну возглавлял Mercedes W140.
Кортеж, полностью состоявший из «кабанов», безусловно, считался наиболее «крутым», но позволить себе такую роскошь было сложно. Во-первых, из-за цены. Во-вторых, из-за небольшого количества W140 нужного цвета. В-третьих, далеко не каждый владелец такого авто готов был возить каких-то там гостей на непонятно чьей свадьбе.
Белые «мерины» пользовались спросом у белорусов не один год, пока постепенно их не вытеснили «лупатые».
«Раньше автомобили заказывали чуть ли не на год вперед»
Интересно, что по воспоминаниям водителей, развозящих свадьбы со времен популярности W124, сперва час их работы стоил 5$, но цены росли и доходили до 10-12$. Нередко такие услуги оказывали таксисты, которые в будние работали на этих авто в такси. Примерно тогда же стали появляться первые лимузины.
По словам Андрея из svadbaprokat.by, последние годы спрос на лимузины для свадьбы упал. Теперь их чаще заказывают на выпускной, девичник или день рождения.
Андрей рассказал, что в 2010 году популярными автомобилями на минских свадьбах оставались Mercedes W210, W140 и BMW 7-й серии в кузове E38.
«Также уже были в моде W221, но цена зашкаливала. Спрос на «кабанчиков» начал сильно уменьшаться. Параллельно с падением интереса к лимузинам стал расти интерес к ретроавтомобилям, но ввиду высоких цен на аренду это не стало очень популярным. Немногие могут себе их позволить», — вводит нас в курс Андрей.
В целом же, по словам собеседника, сильное влияние на этот бизнес оказал поток недорогих премиальных машин из России, которые хлынули к нам после обвала курса российского рубля.
«Много кто купил машину за копейки. Были моменты, когда BMW, который еще недавно стоил 40.000 долларов, покупали за 15.000. Но содержать машину не за что, люди стали думать: «Почему бы мне не повозить свадьбы?» Начали демпинговать. Из-за этого цены на прокат автомобилей значительно уменьшились. Плюс пришел Яндекс и другие такси с автомобилями бизнес-класса. Из-за этого спрос ежегодно уменьшается», — говорит Андрей.
Также наш собеседник отметил, что сильно изменился спрос за последние полтора года. По его словам, если раньше брали 5 автомобилей с лимузином или микроавтобусом на 7-8 часов, то теперь это, как правило, 1-2 автомобиля для молодых и микроавтобус для гостей на 3-4 часа. Андрей отмечает, что многие и вовсе перестали организовывать кортежи, а просто идут расписываться, а затем отмечают торжество в кафе.
«Раньше автомобили заказывали чуть ли не на год вперед. В сентябре можно было получить заказ на август следующего года. Теперь машины заказывают за неделю-две до свадьбы».
Сейчас, по словам Андрея, в Минске большим спросом пользуются BMW 7 F02 и Mercedes W221, а вот Chrysler 300C теряет популярность. Многие хотят взять W222, но не могут позволить себе финансово.
«Молодожены предпочитают кабриолет»
Как теперь обстоят дела в регионах, нам рассказала свадебный организатор из Мозыря Оксана Дриневская.
По её словам, последние годы в Мозыре брать лимузин на свадьбу считается немодным. Такая тенденция наблюдается где-то с 2018 года.
«Первое, на чем экономят, — свадебный кортеж. Сейчас пошла мода делать свадьбу за городом с выездной регистрацией. Поэтому нанимают микроавтобусы, чтобы доставить гостей.
Молодожены предпочитают кабриолет, чтобы съездить на прогулку и фотосессию. Среди легковых авто для кортежа наибольшим спросом пользуются BMW 7-й серии», — рассказала Ольга.
Наш вердикт
За последние 30 лет в свадебной моде поменялось многое. От дефицита мы пришли к переизбытку. Пиковые цены на аренду авто для свадеб уже давно позади. Как и раньше, большой популярностью пользуются автомобили марки Mercedes и BMW, лимузины, по всей видимости, уже вышли из моды.
Тренд последних лет — ретроавтомобили, но из-за высокой стоимости аренды такие кортежи не становятся массовыми. Экономическая ситуация заставляет многих считать деньги и отдавать предпочтение микроавтобусам с большим количеством посадочных мест, а то и вовсе отказываться от кортежа.