25 июня в суде Октябрьского района г. Могилева было заключено мировое соглашение между водителем троллейбуса Александром Божковым и филиалом троллейбусного парка №1. Бывший наниматель обязан выплатить Александру среднемесячный заработок и часть премии — 641 белорусский рубль, сообщает профсоюз РЭП.
Александр работал водителем троллейбуса 6-го разряда в филиале «Троллейбусный парк №1» ОАО «Могилевоблавтотранс» с лета 2018 года. В мае 2020-го с ним досрочно расторгли контракт. Незадолго до этого мужчину лишили 20% премии якобы за нарушение рабочей инструкции.
Официальная формулировка увольнения — «неисполнение без уважительных причин трудовых обязанностей». Он отказался выполнять рейс на троллейбусе, который, по словам водителя, «после дезинфекции издавал сильный аммиачный запах».
Дезинфекция транспорта: без инструктажа и дополнительной оплаты
Конфликт Александра Божкова с начальством начался весной этого года.
В конце марта — начале апреля наниматель внес новые пункты в рабочую инструкции водителя троллейбуса 6-разряда. В случае эпидемиологического подъема заболеваемости и распространения острых вирусных инфекций различных видов и типов водителей обязывали «проводить дезинфекцию в салоне и кабине троллейбуса». Однако никакой дополнительной оплаты за это предусмотрено не было. На тот момент отсутствовал и разработанный техпроцесс.
Инструкция по охране труда при проведении дезинфекционных работ была утверждена только 16.04.2020.
«3 апреля я в свое личное время, самостоятельно, находясь в помещении центральной диспетчерской, ознакомился с неполной рабочей инструкцией водителя троллейбуса, в которую внесли указанное дополнение, и так как еще не существовало Инструкции по охране труда, в ведомости ознакомления я указал, что частично не согласен», — отмечал Александр в исковом заявлении.
По словам работника, с этим дополнением рабочей инструкции водителей троллейбусов начали знакомить уже с 31 марта и обязывать проводить дезинфекцию транспорта.
После того как Александр Божков отказался обрабатывать транспорт, руководство парка лишило его 20% премии.
— Со мной (на тот момент. — Прим. ред.) не проводилось обучение и инструктаж по безопасной работе с дезинфицирующими и моющими средствами и по оказанию первой помощи при случайном отравлении, — поясняет работник.
«Начал задыхаться, у меня заслезились глаза»
Кульминация конфликта с нанимателем произошла 21 апреля. В этот день у Александра был разрывной график (часть смены утром, перерыв, часть смены после обеда. — Прим. ред.).
После окончания утренней части смены, около 12 часов дня, водитель почувствовал недомогание:
— В свое личное время отправился в УЗ «Могилевский тубдиспансер» к врачу-аллергологу в связи с аллергической реакцией у меня на дезинфицирующее средство «Крышталин-ОПТИМА». В этот же день в свое личное время я прошел инструктаж по охране труда , — пояснял работник.
В начале второй части смены Александру подогнали троллейбус, который после обработки источал сильный запах химии.
— Из-за запаха я начал задыхаться, у меня заслезились глаза, об этом случае я незамедлительно сообщил представителям нанимателя, нанимателю и медсотруднику здравпункта, которой ранее в тот же день около 13 часов предоставил справку из больницы.
Александр Божков отказался выезжать на линию на этом троллейбусе, поскольку такие условия несли прямую угрозу жизни и здоровью как самого водителя, так и пассажиров. Водитель просил предоставить ему другой транспорт, но руководство парка отказалось это делать. С Александра потребовали объяснительную за отказ выходить в рейс, а через несколько дней наниматель уведомил водителя о досрочном расторжении контракта с 11 мая.
— Изначально не были соблюдены все нормы законодательства. Все прекрасно понимают свои обязанности. Вот есть обязанность ознакомить с инструктажем — значит, ознакомить и провести его. У меня обязанность — осуществлять безопасные условия перевозки пассажиров. Я ее выполнял, — рассказал Александр Божков в интервью порталу МогилевОнлайн.
Первое обращение Александр написал в Департамент охраны труда, но оно не дало никакого результата. Чтобы защитить свои трудовые права, водитель подал иск в суд.
В суде интересы Александра Божкова представлял волонтер профсоюза в Могилеве, правозащитник Борис Бухель:
— В ходе судебных заседаний удалось прийти к мировому соглашению. В результате увольнение по виновной статье «за систематическое неисполнение должностных обязанностей» было заменено на соглашение сторон. В исковых требованиям мы заявляли также взыскание 20 процентов премии, которую наниматель не выплатил работнику. Эта сумма была включена в выплаты по мировому соглашению.
За работу, которую должны выполнять специально обученные бригады, доплат водители не получали. Конечно, Александра это возмутило.
Фактически его проследовали и уволили за то, что добросовестно следовал всем инструкциям и выполнял свои обязанности. Такое поведение нанимателя абсолютно недопустимо.