Быть сильными, терпеть трудности, стиснув зубы, идти по жизни с гордо поднятой головой, не прося поддержки и помощи… Нам кажется, что только став такими, мы заслужим уважение и любовь самых важных для нас людей. Откуда эта установка и так ли все на самом деле? Рассказывает психолог Галина Турецкая.
«Нет сил, нет желания жить». — Наташа закрылась в квартире, на несколько месяцев погрузилась в прикроватную депрессию. Деньги на исходе. Порвала отношения с любимым человеком, бросила работу…
Она младший ребенок в семье, но ей никогда не помогали материально. Даже когда крупа закончилась в съемной квартире и Наташа упала в голодный обморок в автобусе — не пошла к родителям хотя бы поесть. Не говоря уже о том, чтобы попросить в долг.
«Если я признаю, что не справилась, меня перестанут любить». Конечно, она не думала об этом, как люди думают, что надеть или куда поехать в отпуск. Но мысль сидела глубоко внутри. Вот ведь как: сначала мы думаем мысль, а потом она думает нас.
Убеждение, что «меня не любят, если я слабая», складывалось долго. Проходя мимо офиса, где работала Наташа, мама несла обед ее старшей сестре. Много лет спустя Наташа спросила: «Мама, почему?» — мама искренне удивилась: «Да?! Я разве не приносила обед вам обеим?!»
Дни рожденья сестры планировались заранее, на семейном совете обсуждался подарок. Из своих подарков Наташа помнит только куклу — на восемь лет.
Первый день рожденья в самостоятельной жизни: соседка по общежитию на стипендию купила здоровенного плюшевого медведя и цветы — и не поняла, почему у Наташи случилась истерика. А та будто налетела с разбегу на реальность, как на фонарный столб: оказывается, кто-то может хотеть, чтобы у меня был праздник?! Так бывает?
Чтобы открыться любви, нужно сначала встретиться с горечью и гневом и оплакать потери, не виня себя за слабость
Нет любви, потому что есть установка быть сильной? Или нужно всегда быть сильной, чтобы получить хоть кроху любви? Это как вечный спор, что было вначале, курица или яйцо. Важна не диалектика, а результат.
«Я люблю своих родителей. Из последних сил». Но это больше не про любовь, а про ее дефицит, про сосущую потребность в принятии. А внутри — скопившиеся обиды. За каждый день рожденья. За каждый обед, пронесенный мимо. За вытребованные обратно единственный раз взятые у родителей в долг деньги. А на родителей ведь обижаться нельзя, иначе совсем любить не будут?
Но чтобы открыться любви, нужно сначала встретиться с горечью и гневом и оплакать потери, не виня себя за слабость. Только после этого Наташа смогла признаться семье, что не все в ее жизни соответствует той радужной иллюзии, которую она создавала. И родители ее не оттолкнули! Оказалось, что стену нелюбви возводила она сама из ледяных кирпичей обиды. Этот холод сковывал ее, не давая вдохнуть (в прямом и переносном смысле, ведь обиды сковывают тело, делают дыхание поверхностным)…
Через несколько дней Наташа со слезами рассказывала, как читала статью об исцелении женщины: когда можно прийти к маме, положить ей голову на колени… И как раз в этот момент позвонила ее мама, что и само по себе случалось нечасто: «Доченька, как твои дела? Приходи в гости, вкусненьким тебя накормлю, а потом полежим с тобой, я тебя буду просто гладить по голове».
Лед тронулся. Определенно.
Об авторе
Галина Турецкая — психолог-консультант, автор программы снижения веса без диет и тренажеров.