К 2020 году психические расстройства, по оценкам специалистов, войдут в мировую пятерку болезней-лидеров. Какими новыми фобиями страдают наши современники? Почему во всем мире такой распространенной стала депрессия? Стоит ли бояться антидепрессантов? Об этом корреспондент агентства «Минск-Новости» беседует с членом Белорусской и Европейской психиатрических ассоциаций, профессором кафедры клинической и консультативной психологии Института психологии БГПУ имени М. Танка доктором медицинских наук Сергеем Игумновым.
Новые времена — новые фобии
— Меняется мир, и наверняка наряду с хорошо известными расстройствами появляются новые. С чем они, как правило, связаны?
— За последние 10–15 лет специалисты действительно отмечают распространение новых фобий, вызванных развитием IT, индустрии красоты, общим осложнением отношений и обстановки в мире. Настоящей проблемой стала социофобия — страх перед тем, что тебя неадекватно оценят, раскритикуют, осудят. К этому расстройству приводит как неоправданно высокая, так и непомерно заниженная самооценка. Социофобия нередко влечет за собой развитие других заболеваний. Одной из первых нью-фобий в XXI веке в Беларуси зафиксировали киберфобию — боязнь работы за компьютером, которой чаще всего страдают пожилые. У подростков и молодежи, наоборот, развитие IT сформировало номофобию — страх остаться без мобильного телефона и других гаджетов. Современники стали чаще страдать верминофобией — патологической боязнью микробов, вирусных заболеваний, укусов клещей и тому подобного. Появляются пациенты с агменофобией: они переживают из-за того, что очередь, в которой они стоят, движется медленнее, чем соседняя. Особенно характерно это для тех, кто часто летает на самолетах. Аллодоксафобия — панический страх чужого мнения, в том числе выраженного в социальных сетях. Новые формы девиантного (отклоняющегося) поведения — кибербуллинг и троллинг: разновидности запугивания, травли в Интернете. Многие подростки наверняка хоть раз становились свидетелями ситуации «все на одного». Психотерапевтам все чаще приходится лечить и пациентов с ритифобией — боязнью появления морщин.
Комплименты укрепляют организм
— Белорусы какой возрастной категории чаще страдают психическими расстройствами?
— К сожалению, им все возрасты покорны. Мне довелось, например, лечить 6-летнего пациента с депрессией. Он не мог спать по ночам, потому что все время вспоминал, как оторвал крылышко у божьей коровки, а свою любимую бабушку мысленно назвал плохим словом. Наиболее подвержены депрессии подростки, переживающие кризис середины жизни 35–40-летние, женщины в постменопаузе, мужчины на этапе угасания половой функции. Обычно в эти периоды люди сравнивают желаемое с достигнутым и часто выводы делают не в свою пользу.
— Что, как правило, провоцирует душевные болезни?
— Факторов риска очень много: наследственная предрасположенность, личностные особенности (повышенная чувствительность к оценке окружающих, перфекционизм), употребление алкоголя и психоактивных веществ, стремительный и напряженный ритм жизни, межличностные конфликты, работа в условиях нестабильности, дефицит отдыха, переизбыток информации. Однообразная и монотонная деятельность — благоприятная почва для зарождения депрессии, особенно у энергичных и активных от природы людей.
Толчком к развитию психического расстройства могут стать потеря близких или работы, развод. Не способствует душевному равновесию и современный стиль взаимоотношений в обществе. Мы реже говорим друг другу комплименты, много требуем, критикуем. В воспитании детей, в управлении коллективом вместо классического сочетания методов кнута и пряника сегодня почему-то часто предпочитают кнут, причем выбирают публичную порку.
— Как отличить депрессию от плохого настроения, хандры? При каких симптомах следует обращаться к специалистам?
— Плохое настроение в течение нескольких дней на фоне неприятных событий — это реакция на стресс, не более. Кратковременные периоды грусти, тоски, горевания при потере близких — нормальные общечеловеческие реакции, которые не имеют отношения к психическим расстройствам. О депрессии говорят, когда плохое настроение не прекращается на протяжении не менее чем двух недель, нарушается сон, пропадает аппетит. Люди часто жалуются на бессмысленность и бесполезность собственного существования, ощущение бессилия, они не уверены в будущем, считают, что делают все не так, ни на что не способны и тому подобное. В этом случае нужно обязательно обратиться к специалисту. При легкой форме болезни человек сознает свое состояние, а вот при тяжелой форме — нет. Встречаются крайне сложные случаи. Помню, одна из пациенток, с которой пришлось иметь дело во время работы в РНПЦ психического здоровья, требовала… сжечь ее в атомном реакторе в Соснах, поскольку в ней столько зла, что иначе его нельзя уничтожить.
Стоит ли бояться антидепрессантов
— Сегодня часто слышишь, что вся Европа сидит на антидепрессантах. Действительно ли они настолько эффективны, не вызывают ли побочных эффектов?
— Некоторые расстройства настроения можно лечить исключительно путем психотерапии. Эффективны бывают методы, направленные на стимуляцию естественных суточных ритмов организма (например фототерапия — лечение светом). Но если депрессия выраженная, то без медикаментов, и в первую очередь антидепрессантов, не обойтись. Вопреки расхожему мнению они не вызывают привыкания. Обратное утверждают, как правило, пациенты, которые самовольно прерывают курс лечения, а когда симптомы возвращаются, списывают это на зависимость от препаратов.
— Многие считают, что все психически нездоровые люди опасны и им нельзя работать. Насколько это верно?
— Это устаревший стереотип. В нашей стране проводились исследования. Они показали, что при большинстве психических расстройств вероятность опасных деяний не превышает среднестатистической. По данным судебно-психиатрических экспертиз, лишь 1 % совершивших насильственные преступления невменяемы, остальные ведают, что творят. Ограничения в преподавательской деятельности и государственной службе, которые распространяются на людей с пограничными психическими расстройствами, абсолютно неоправданны. Многие из тех, кто страдает неврозами, наоборот, отличаются повышенной щепетильностью, добросовестностью и пунктуальностью, отчего и страдают.
— По прогнозам экспертов, к 2020 году депрессия займет 2-е место в мире по экономическим потерям. На ваш взгляд, их можно как-то снизить?
— Я поддерживаю те изменения в Закон Республики Беларусь «Об оказании психиатрической помощи», которые позволят врачам соматической медицины назначать лекарства тем, кто страдает тревожным расстройством и депрессией. Возможно, после помощи на этом этапе пациенту не придется обращаться к психиатру или, наоборот, увидев явный эффект, он уже безбоязненно запишется к нему на прием.
Берегите мужчин
— Как часто именно психические расстройства толкают человека свести счеты с жизнью?
— Согласно некоторым данным, порядка 40 % самоубийц страдают различными формами депрессии. При этом они никогда не обращались к врачу или психологу по этому поводу и не состояли на учете.
— Считается, что чаще всего суицид совершают в состоянии алкогольного опьянения…
— Чувство одиночества и злоупотребление спиртным — самые распространенные факторы риска. Более чем в 60 % случаев в крови тех, кто решил свести счеты с жизнью, обнаруживают повышенное содержание алкоголя. Это не значит, что все они зависимые люди. Просто алкоголь пагубно действует на центральную нервную систему, усугубляет болезненную ситуацию и толкает к роковому шагу. Причем в южных странах (Франции, Испании, Италии), где пьют в основном вино, уровень суицидов значительно ниже, чем в северных странах, где предпочитают напитки покрепче. Большое количество выпитого крепкого спиртного за короткий промежуток времени («фестивальный» стиль злоупотребления алкоголем) чревато самыми негативными последствиями.
В группе наибольшего риска — мужчины трудоспособного возраста. Кризисы в обществе сильнее всего бьют именно по ним, поскольку они несут большую ответственность за семью, в том числе материальную. Их с детства учат сдерживать эмоции, не плакать, не делиться проблемами. И все сложности представители сильного пола заглушают алкоголем. Завершенных суицидов среди них в 4–6 раз больше, чем среди женщин. Кстати, когда в начале перестройки было введено подобие сухого закона, уровень мужских суицидов в Советском Союзе сразу упал чуть ли не на 40 %. Такую же позитивную динамику на протяжении полувека наблюдают в странах Скандинавии, которые в конце XIX — начале XX века были лидерами по алкоголизму и суицидам в Европе. В этих странах ведется многоплановая последовательная антиалкогольная политика.