Влияние этого психологического феномена очень велико. Мы все умеем «вешать ярлыки». Учителя ставят ученикам «диагноз» вечного хулигана или лучшего в классе. Мы раз и навсегда награждаем коллегу клеймом успешного сотрудника или неудачника. Почему мы судим по первому и, как правило, поверхностному впечатлению? Можно ли «пробиться» через однажды сформированное мнение о нас и о других?
Если первое впечатление о человеке сложилось положительное — в том числе в силу обстоятельств, — то впоследствии знак «плюс» распространяется на все его черты и поступки. Ему многое прощается. Если, наоборот, первое впечатление смазано, то, как бы прекрасно человек ни поступал в дальнейшем, его оценивают через призму первичной оценки.
Для россиян этот эффект можно пояснить с помощью пословицы «встречают по одежке, провожают по уму». С той лишь разницей, что из-за влияния эффекта ореола обычно «провожают» все по той же одежке. И, чтобы за ней разглядели ум, носителю ореола нужно приложить много усилий.
Часто преодолеть предубеждения так и не удается. Особенно это заметно в детских и подростковых коллективах. Например, если у новичка в классе не сложились нормальные отношения и одноклассники сразу же повесили на него нелицеприятный ярлык, нередко единственным решением оказывается смена класса, где можно начать с чистого листа и еще раз попытаться произвести первое впечатление.
Что это за феномен?
В 1920-х годах американский психолог Эдвард Торндайк обнаружил, что при оценке других мы руководствуемся восприятием отдельных черт личности — таких, как, например, внешний вид, жизнерадостность, разговорчивость, — и они затмевают все остальное. Психолог назвал это явление эффектом ореола или гало-эффектом.
Гало-эффект описывает бессознательную ошибку восприятия: отдельные качества человека — привлекательность, внешняя ущербность, исключительные достижения — доминируют над другими, неизвестными нам качествами, которые мы сами додумываем, дорисовываем в голове. Первое впечатление затмевает все остальное, создавая ореол. В социальной психологии эффект относят к когнитивным искажениям.
Например, представьте, что вас знакомят с человеком с поразительно хорошими манерами — и вы уже через несколько минут создаете в голове образ ухоженного, образованного, красноречивого, обаятельного собеседника. Иными словами, одна-единственная отличительная черта (хорошие манеры) позволяет нам сделать вывод о других неизвестных качествах.
Человек с избыточным весом часто воспринимается как ленивый, безвольный, неуклюжий или даже глупый. Студентов в очках многие преподаватели считают более начитанными и даже более умными. И, конечно, под действие гало-эффекта попадают звезды Голливуда. Поскольку многие актеры у зрителей ассоциируются с персонажами, которых они играют, и мы видим их в репортажах и на ТВ в роли гламурных див, то считаем, что они такие и в реальной жизни.
Ну и самый знаменитый случай влияния эффекта ореола — Хлестаков из «Ревизора». Все общество изначально принимало его как ревизора, не замечая очевидных нестыковок и ляпов в его поведении и словах.
Зачем нашему мозгу этот эффект?
Без эффекта ореола многие отрасли экономики просто рухнули бы. «Если я надену такие же брюки, как эта успешная бизнесвумен, то буду производить такое же впечатление!» Китайский аксессуар в мгновение превращается в модный атрибут (и даже его цена взлетает до несколько сотен евро), если его заметила и надела звезда или супермодель. Примерно так это и работает.
Но зачем нашему мозгу целенаправленно заводить нас в ловушку? В течение жизни нам приходится перерабатывать гигантские объемы информации. Нам нужно ориентироваться при минимуме сведений, а для этого необходимо как-то классифицировать окружающие объекты и субъекты, взаимодействовать с ними. Эффект ореола упрощает эти процессы.
Если бы мы каждый раз глубоко анализировали весь входящий поток визуальных и иных стимулов, то просто сошли бы с ума. Так что в каком-то смысле эффект ореола — наш защитный механизм. Но при этом мы лишаем себя более объективного взгляда, а значит, ограничиваем свои возможности. И тот, на кого мы «надели» ореол, рискует навсегда остаться в наших глазах в придуманной нами для него роли.
Как преодолеть гало-эффект?
Увы, «отключить» ореол сложно, а зачастую и невозможно. Мы можем на этот раз заметить его в собственном восприятии другого или в оценке самих себя, но в следующий раз незаметно попадем под его влияние. И хотя всем известно выражение «не судите о книге по обложке», именно так мы все зачастую и поступаем.
Если человек, которого мы наградили ореолом, для нас важен и дорог, единственное противоядие — проанализировать свое впечатление, разложить его на составляющие: выделить ведущую, ключевую для ореола черту и назвать остальные, которые ушли в нашем восприятии из-за гало-эффекта на второй план. Особенно такой прием необходим руководителям, HR-специалистам, принимающим кадровые решения. Например, в Австралии резюме не сопровождаются фотографиями, чтобы внешние данные не затмили компетенции соискателя.
Большинство из нас избиратели, поэтому мы не должны покупаться на эффект ореола политиков, которые особенно перед выборами стараются казаться исключительно добрыми, открытыми и ответственными. И тут уже нам самим стоит собрать информацию о кандидате, чтобы не стать жертвой самообмана.
И никто не мешает нам собирать информацию о себе и собственном ореоле — о том, как нас воспринимают другие. Мы можем честно сказать, что знаем о феномене гало-эффекта, и предложить собеседнику или коллеге заглянуть под наш «нимб» чуть глубже и дать нам шанс проявить все наши качества. Прямота и искренность часто обезоруживают. Можно подумать и о том, как бы мы хотели выглядеть в глазах других и что мы можем для этого сделать, но так, чтобы при этом оставаться собой.