Как не стать жертвой «эффекта ореола»?

09.12.2019 в 16:01
Ольга Кочеткова-Корелова, Psychologies.ru

Влияние этого психологического феномена очень велико. Мы все умеем «вешать ярлыки». Учителя ставят ученикам «диагноз» вечного хулигана или лучшего в классе. Мы раз и навсегда награждаем коллегу клеймом успешного сотрудника или неудачника. Почему мы судим по первому и, как правило, поверхностному впечатлению? Можно ли «пробиться» через однажды сформированное мнение о нас и о других?

Как не стать жертвой «эффекта ореола»?

Если первое впечатление о человеке сложилось положительное — в том числе в силу обстоятельств, — то впоследствии знак «плюс» распространяется на все его черты и поступки. Ему многое прощается. Если, наоборот, первое впечатление смазано, то, как бы прекрасно человек ни поступал в дальнейшем, его оценивают через призму первичной оценки.

Для россиян этот эффект можно пояснить с помощью пословицы «встречают по одежке, провожают по уму». С той лишь разницей, что из-за влияния эффекта ореола обычно «провожают» все по той же одежке. И, чтобы за ней разглядели ум, носителю ореола нужно приложить много усилий.

Часто преодолеть предубеждения так и не удается. Особенно это заметно в детских и подростковых коллективах. Например, если у новичка в классе не сложились нормальные отношения и одноклассники сразу же повесили на него нелицеприятный ярлык, нередко единственным решением оказывается смена класса, где можно начать с чистого листа и еще раз попытаться произвести первое впечатление.

Что это за феномен? 

В 1920-х годах американский психолог Эдвард Торндайк обнаружил, что при оценке других мы руководствуемся восприятием отдельных черт личности — таких, как, например, внешний вид, жизнерадостность, разговорчивость, — и они затмевают все остальное. Психолог назвал это явление эффектом ореола или гало-эффектом.

Гало-эффект описывает бессознательную ошибку восприятия: отдельные качества человека — привлекательность, внешняя ущербность, исключительные достижения — доминируют над другими, неизвестными нам качествами, которые мы сами додумываем, дорисовываем в голове. Первое впечатление затмевает все остальное, создавая ореол. В социальной психологии эффект относят к когнитивным искажениям.

Самый знаменитый случай влияния эффекта ореола — Хлестаков из «Ревизора»

Например, представьте, что вас знакомят с человеком с поразительно хорошими манерами — и вы уже через несколько минут создаете в голове образ ухоженного, образованного, красноречивого, обаятельного собеседника. Иными словами, одна-единственная отличительная черта (хорошие манеры) позволяет нам сделать вывод о других неизвестных качествах.

Человек с избыточным весом часто воспринимается как ленивый, безвольный, неуклюжий или даже глупый. Студентов в очках многие преподаватели считают более начитанными и даже более умными. И, конечно, под действие гало-эффекта попадают звезды Голливуда. Поскольку многие актеры у зрителей ассоциируются с персонажами, которых они играют, и мы видим их в репортажах и на ТВ в роли гламурных див, то считаем, что они такие и в реальной жизни.

Ну и самый знаменитый случай влияния эффекта ореола — Хлестаков из «Ревизора». Все общество изначально принимало его как ревизора, не замечая очевидных нестыковок и ляпов в его поведении и словах.

Как не стать жертвой «эффекта ореола»?
 

Зачем нашему мозгу этот эффект? 

Без эффекта ореола многие отрасли экономики просто рухнули бы. «Если я надену такие же брюки, как эта успешная бизнесвумен, то буду производить такое же впечатление!» Китайский аксессуар в мгновение превращается в модный атрибут (и даже его цена взлетает до несколько сотен евро), если его заметила и надела звезда или супермодель. Примерно так это и работает.

Но зачем нашему мозгу целенаправленно заводить нас в ловушку? В течение жизни нам приходится перерабатывать гигантские объемы информации. Нам нужно ориентироваться при минимуме сведений, а для этого необходимо как-то классифицировать окружающие объекты и субъекты, взаимодействовать с ними. Эффект ореола упрощает эти процессы.

Если бы мы каждый раз глубоко анализировали весь входящий поток визуальных и иных стимулов, то просто сошли бы с ума. Так что в каком-то смысле эффект ореола — наш защитный механизм. Но при этом мы лишаем себя более объективного взгляда, а значит, ограничиваем свои возможности. И тот, на кого мы «надели» ореол, рискует навсегда остаться в наших глазах в придуманной нами для него роли.

Как преодолеть гало-эффект? 

Увы, «отключить» ореол сложно, а зачастую и невозможно. Мы можем на этот раз заметить его в собственном восприятии другого или в оценке самих себя, но в следующий раз незаметно попадем под его влияние. И хотя всем известно выражение «не судите о книге по обложке», именно так мы все зачастую и поступаем.

Если человек, которого мы наградили ореолом, для нас важен и дорог, единственное противоядие — проанализировать свое впечатление, разложить его на составляющие: выделить ведущую, ключевую для ореола черту и назвать остальные, которые ушли в нашем восприятии из-за гало-эффекта на второй план. Особенно такой прием необходим руководителям, HR-специалистам, принимающим кадровые решения. Например, в Австралии резюме не сопровождаются фотографиями, чтобы внешние данные не затмили компетенции соискателя.

Как бы мы хотели выглядеть в глазах других и что мы можем для этого сделать?

Большинство из нас избиратели, поэтому мы не должны покупаться на эффект ореола политиков, которые особенно перед выборами стараются казаться исключительно добрыми, открытыми и ответственными. И тут уже нам самим стоит собрать информацию о кандидате, чтобы не стать жертвой самообмана.

И никто не мешает нам собирать информацию о себе и собственном ореоле — о том, как нас воспринимают другие. Мы можем честно сказать, что знаем о феномене гало-эффекта, и предложить собеседнику или коллеге заглянуть под наш «нимб» чуть глубже и дать нам шанс проявить все наши качества. Прямота и искренность часто обезоруживают. Можно подумать и о том, как бы мы хотели выглядеть в глазах других и что мы можем для этого сделать, но так, чтобы при этом оставаться собой.

Обсуждение