Специальную премию Могилевского облисполкома в социальной сфере в номинации «Здравоохранение» получил 28-летний Александр Клещенок из Белыничей. Несмотря на столь молодой возраст, Александр Петрович не просто доктор. Он заведует самым тяжелым отделением районной больницы – анестезиологии и реанимации. И каждый день спасает жизни.
Призвание – спасать
В родной Белыничский район Александр прибыл по распределению по окончании Белорусского государственного медуниверситета. Уроженец села Староселье, Саша два года отработал врачом общей практики в Мощаницком фельдшерско-акушерском пункте, после чего в 2017-м перевелся в районную больницу. Вскоре администрация ЦРБ предложила толковому специалисту поехать на курсы переподготовки в Академию последипломного образования в Минск – выучиться на анестезиолога-реаниматолога.
Главврач Белыничской районной больницы Павел Манько уточняет:
– Реанимация – самое тяжелое отделение в любой больнице. Но в районной особенно. В большом городе ребенка везут в детскую областную больницу, пациента с ожогами – в ожоговое отделение. У нас всех тяжелых пациентов – после аварии, недоношенных новорожденных, с желудочными кровотечениями, теми же ожогами – доставляют в реанимацию.
Реаниматологов в Белыничской райбольнице пять. За год через отделение проходит от 600 до 700 пациентов. Однажды в реанимацию позвонили из приемного покоя: «Мужчина хватается за сердце, жалуется на сильные боли, теряет сознание». Александр Клещенок помчался по вызову:
– Оказалось, у 56-летнего пациента давно были проблемы с сердцем. В приемном покое у него наступила клиническая смерть, пришлось реанимировать его прямо там, подключать к аппарату искусственной вентиляции легких.
Спасенный, конечно, после благодарил молодого доктора: «Спасибо, что я живой». А Александру Петровичу предложили возглавить отделение. Несмотря на то что он работал здесь всего пять месяцев.
Сколько человеческих жизней он уже спас, молодой доктор не подсчитывал. Но его коллеги рассказали, как круглыми сутками дежурил Александр у постели полуторагодовалого малыша, на которого упали комод и телевизор. И – выходил. Хотя шансы были минимальные. Обычно таких пациентов вводят в медикаментозную кому, подключают к аппарату искусственной вентиляции легких. А когда состояние их стабилизируется, отправляют на операцию в Могилев. В этом случае ребенок был не транспортабелен – до областного центра его могли не довезти. Поэтому белыничские реаниматологи вместе с подоспевшими из Могилева нейрохирургами делали малышу трепанацию черепа на месте. Оперировали около трех часов. И лишь когда угроза жизни миновала, доставили мальчика в детскую областную больницу.
Александр признается:
– Работать с детьми всегда сложно. Больно за каждого. Как-то привезли новорожденную девочку без признаков жизни – асфиксия, сердечко не билось. Делал ей закрытый массаж сердца – двумя пальцами, чтоб не повредить хрупкую грудную клетку. Ожила.
Вспоминает Александр Петрович и недавних пациентов – маму с 2-летним малышом, поступивших после страшного ДТП:
– У пострадавшей – закрытая травма грудной клетки, переломаны семь ребер. У ее сынишки – закрытая черепно-мозговая травма, скальпированные раны – кожа головы просто лоскутами висела. Ввели его в медикаментозную кому, подключили к аппарату искусственной вентиляции легких. Выходили.
Лицом к лицу с критической ситуацией, когда на грани чья-то жизнь, Александр Петрович сталкивается каждый день. Случается, за сутки приходится спасать и несколько пациентов, делать по 6–7 экстренных операций:
– Если другие врачи по больнице ходят, то реаниматологи – бегают. А как иначе? Звонят из приемного покоя – привезли человека в тяжелом состоянии, и ты несешься с третьего этажа, прыгая через несколько ступенек. И выходных как таковых у нас нет – вызвать на работу могут в любое время дня и ночи. Недавний случай: я после суток, уставший, а тут – звонок: «Под Белыничами фура врезалась в лесовоз: пятеро пострадавших в тяжелом состоянии». Пришлось мчаться на работу. Или, например, в четыре ночи звонят мне домой из ординаторской: «Одному из пациентов больницы совсем плохо». На месте выяснилось: человеку 73 года, лежал в другом отделении, наутро готовился на выписку, а ночью встал попить воды, упал – остановилось сердце. Мы вовремя успели – запустили его «мотор».
Отдельная категория пациентов – люди с лишним весом. Если в человеке 180–220 килограммов, нагрузка идет не только на суставы, но и на сердце, щитовидку:
– Женщина весом около 160 кило впала в кому, пришлось подключать ее к аппарату искусственной вентиляции легких. Неделю она была на аппарате, потом – строжайшая диета, сбалансированное питание. Другой пациент, чей вес перевалил за 220 килограммов, после трех недель в реанимации решил твердо: пора приводить себя в порядок. Уже похудел на 30 кг.
Толкового специалиста не раз звали на работу в Могилев. Но Александр родные Белыничи на большой город менять не планирует. Молодых специалистов в Белыничской райбольнице – процентов 80. Чтобы у них был стимул здесь закрепиться, администрация делает немало. Например, за свой счет арендует жилье. А реанимационное отделение, кстати, по итогам прошлого года в ЦРБ признано лучшим.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.