О внезапной кончине дирижера сообщил по телефону его ученик, магистрант Белорусской академии музыки, лауреат международных конкурсов Дмитрий Колотило.
— Он был настоящий музыкант, педагог, человек широкой души — проницательный, искренний, преданный своей профессии, — говорит Дмитрий. — Человек-солнце! Это редкость в наши дни. Не верится такой потере для нашей страны.
Петр Викторович Вандиловский родился 12 июля 1954 года в деревне Малиновка Белыничского района Могилевской области.
— В обычной крестьянской семье, из которой я, игра на гармони была настоящей традицией, — вспоминал он позднее в одном из интервью. — И мой дед, и дядька, и отец были незаменимы на сельских праздниках и потому очень уважаемы людьми — были народными музыкантами. Так, по наследству, у меня в руках оказался баян.
Первым в семье он получил профессиональное музыкальное образование. Во время учебы в музыкальном училище в Могилеве увлекся дирижированием. Еще бы! Его учителем по этому предмету был легендарный педагог Леонид Иванов.
Вандиловский дважды окончил консерваторию, в 1979 году по классу баяна, в 1992-м по классу оперно-симфонического дирижирования у выдающегося музыканта, народного артиста РСФСР, профессора Геннадия Пантелеймоновича Проваторова.
С юных лет работал с оркестрами, но первым настоящим испытанием для него стал спектакль «Пиковая дама» в Большом театре Беларуси. В 1990-е годы Вандиловский много работал с Государственным академическим симфоническим оркестром Республики Беларусь, гастролировал по всей Европе и в Америке. В 1996 году он совместно с пианистом Дмитрием Морозовым впервые исполнил Концерт для фортепиано с оркестром Дмитрия Смольского.
В 2003 году Петр Вандиловский возглавил Государственный камерный оркестр Республики Беларусь и за шесть лет совместной работы подготовил с ним множество интересных программ.
Тем не менее главные победы в его жизни оказались связаны с Белорусской академией музыки. В 1997 году он возглавил кафедру оркестрового дирижирования, в 1999-м — консерваторский камерный оркестр, основанный полвека назад скрипачом Вячеславом Зелениным (который, по грустному совпадению, также скончался несколько дней назад).
Этот оркестр, которому Вандиловский дал название Gradus ad Parnassum («Ступень к Парнасу»), стал не просто школой для молодых оркестровых музыкантов, но и настоящей лабораторией современной белорусской музыки. Здесь с огромным успехом исполнялись сочинения таких примечательных авторов как Виктор Войтик, Галина Горелова, Владимир Курьян, Александр Литвиновский, Евгений Поплавский, Олег Ходоско, Андрей Якушев, Сергей Янкович.
— Если бы не Вандиловский, многих белорусских сочинений просто не было бы, — признался однажды в разговоре народный артист Беларуси Дмитрий Смольский.
А еще была работа в консерваторской оперной студии, где Вандиловский работал в основном над классическими проектами. Последней его постановкой была «Травиата», предпоследней — «Евгений Онегин».
Были новые творческие планы. Мечталось о продолжении творческого проекта «Музыка малой родины», так удачно начавшегося в Большом зале Белорусской академии музыки 13 декабря 2019 года. Увы, инсульт не щадит никого.
— В этом году у Петра Викторовича выпускаются студенты оперно-симфоческого дирижирования Вячеслав Ларин, Виталий Грищенко — очень яркие и перспективные дирижеры, — горько вздыхает Дмитрий Колотило. — Это оказался последний его выпуск…. Не верится. Слезы на глазах, скорбь, не верится….
Светлая память о Петре Викторовиче Вандиловском навсегда останется в душах его благодарных учеников, слушателей и коллег.