Океанологи выяснили, что тихоокеанские горбатые киты начали часто попадать в ловчие сети рыболовов из-за волн жары, которые одновременно лишили их источников пищи и поменяли цикл размножения токсичных водорослей, пишет ТАСС.
«Морские хищники обычно обитают в открытом море, однако волна жары заставила их подплыть ближе к побережью, так как вся их еда «сбежала» туда. В частности, потепление воды сильно ударило по крилю, но в это же время выросла численность анчоусов, вслед за которыми киты двинулись к берегам Калифорнии», — объясняет Джаррод Сантора, океанолог из университета Калифорнии в Санта-Крузе (США), чьи слова приводит пресс-служба этого университета.
Недавно, как отмечает Сантора, океанологи начали замечать, что волны жары происходят не только на суше, но и в тропических, и в экваториальных широтах Мирового океана. В частности, в 2014 году у берегов Калифорнии и других западных регионов Северной Америки возникла гигантская область с аномально высокой температурой воды.
В общей сложности она просуществовала почти три года, за это время ее границы постепенно расширились до Аляски и центральных регионов Тихого океана. Это привело к резкому усилению цветения токсичных водорослей и массе других последствий, вызвавших серьезные перестановки в экосистемах Тихого океана.
В частности, тысячи морских птиц и морских котиков погибли в результате исчезновения их привычных источников пищи, а сотни горбатых китов случайно попали в сети краболовов и рыболовов и запутались в них. Небольшую часть из них Санторе и его коллегам удалось спасти.
Столкнувшись с этим странным феноменом, калифорнийские океанологи попытались выяснить, что именно его спровоцировало. Для этого они изучили все экосистемы, существующие у западных берегов Северной Америки, и просчитали то, как волна жары должна была повлиять на них.
Эти расчеты показали, что киты начали бросаться в ловчие сети из-за случайного совпадения, порожденного двумя последствиями волн жары, которые напрямую не были связаны друг с другом. С одной стороны, рост температуры воды значительно снизил численность криля и другого зоопланктона, которым питаются горбатые киты, и заставил их сместиться в сторону берега Северной Америки, где на поверхность океана выходит холодное Калифорнийское течение.
Параллельно происходило еще одно событие: власти США, опасаясь последствий очередной вспышки цветения токсичных водорослей, запретили калифорнийским рыболовам и краболовам выходить в море с ноября 2015 по март 2016 года. В марте, когда этот эпизод закончился, запрет был снят, и рыбаки начали массово вылавливать добычу из моря, компенсируя свои потери.
В это же самое время, как отмечает Сантора, киты начали мигрировать в сторону берегов Калифорнии, двигаясь в их сторону вместе с анчоусами — небольшой рыбой, на которую они переключились после исчезновения криля. В результате этого и люди, и морские млекопитающие были сосредоточены в одно и то же время в узкой полоске океана. Это привело к тому, что тысячи китов запутались в снастях рыболовов, получили тяжелые увечья или умерли.
Три года назад, когда волна жары закончилась, популяции криля и анчоусов вернулись в исходное состояние, и кризис был исчерпан. Как надеются ученые, понимание его природы поможет избежать очередной массовой гибели китов в ходе следующих волн жары благодаря появлению координации между действиями рыболовов и работой океанологов.