Страх благополучия: почему у меня мало денег?

27.01.2020 в 12:01
Сабина Сафарова, Psychologies.ru

Большинство из нас согласны с тем, что достойный материальный уровень позволяет более спокойно и уверенно планировать будущее, оказывать помощь близким, открывает новые возможности для самореализации. Вместе с тем очень часто мы сами бессознательно запрещаем себе финансовое благополучие. Почему и как мы устанавливаем эти внутренние барьеры?

Несмотря на то что страх денег, как правило, не осознается, мы находим веские причины, чтобы оправдать текущее положение дел. Каковы наиболее распространенные иррациональные убеждения, встающие у нас на пути?

«Поезд ушел», или синдром упущенных возможностей

«Все давно поделено, раньше надо было шевелиться», «кругом все только за взятки», «я трезво оцениваю свои силы» — так мы часто оправдываем свое бездействие. «Многим кажется, что некогда были благословенные времена, которые они по каким-то причинам упустили, и теперь что-либо предпринимать бесполезно, — объясняет психотерапевт Марина Мяус. — Эта пассивная позиция дает возможность побыть в роли жертвы, получая право на бездействие. Однако жизнь дает нам целый набор возможностей, и только нам решать, как ими распорядиться».

Возможность потери близких

Деньги дают нам ресурсы изменить свою жизнь. Возрастает уровень комфорта, мы можем больше путешествовать, получать новые впечатления. Вместе с тем в глубине души мы чувствуем, что нам могут начать завидовать. «Бессознательно мы опасаемся, что, если станем успешными, нас перестанут любить и принимать, — комментирует Марина Мяус. — Страх быть отверженным и оторваться от привычного круга может удерживать нас от движения вперед».

Растущая ответственность

Потенциальный бизнес — наша и только наша зона ответственности, и эту ношу, скорее всего, не с кем будет разделить. Возникнет необходимость постоянно думать о своем деле, придумывать, как обыграть конкурентов, а значит, уровень стресса неизбежно возрастет.

Мысли о том, что мы пока не готовы

«Ощущение, что мы пока профессионально не доросли до того, чтобы добиваться повышения, говорит о том, что нами, скорее всего, руководит внутренний ребенок, которому удобнее отказаться от взрослой ответственности ради спокойной инфантильной позиции», — считает Марина Мяус. Как правило, человек оправдывает себя тем, что у него недостаточно знаний или опыта и поэтому большей суммы за свой труд он недостоин.

Как это проявляется?  

Мы можем прекрасно представлять свой продукт или услугу, но при этом бояться поднимать тему денег. В некоторых случаях именно это останавливает нас, когда мы хотим начать свое дело. А если продукт продан, но клиент не торопится его оплачивать, мы избегаем этой щекотливой темы.

Некоторые женщины — дистрибьюторы косметики продают ее подругам по себестоимости, объясняя, что для них это хобби. Им психологически трудно начать зарабатывать на своей услуге. Мы уверенно общаемся с клиентом, грамотно строим диалог, однако, как только речь заходит об оплате, наш голос меняется. Мы будто бы извиняемся и испытываем неловкость.

Что предпринять?  

Заранее отрепетируйте и запишите на видео, как вы озвучиваете клиенту стоимость своих услуг или говорите о повышении с начальством. «Представьте себя человеком, у которого уже есть успешный бизнес, сыграйте роль того, кто умеет говорить о деньгах уверенно, — предлагает мотивационный коуч Брюс Стэйтон. — Когда у вас получится сыграть эту сцену убедительно, проиграйте ее много раз. В конце концов вы убедитесь, что можете спокойно обсуждать эти темы, и автоматически будете говорить с новой интонацией».

Не нужно бояться мечтать, однако мечту важно конкретизировать и превратить в бизнес-план, прописав стратегию пошагово. «Ваш план должен быть горизонтальным, то есть включать в себя конкретные, маленькие шаги, — объясняет Марина Мяус. — Нацеленность на вершину успеха может работать против вас, если вы настолько тревожитесь из-за невозможности достичь намеченной триумфальной цели, что прекращаете любые действия».

«Наглядная визуализация: для чего именно вам нужны деньги — часто помогает мотивировать себя на действия, — считает Брюс Стэйтон. — После того как вы составили пошаговый бизнес-план, подробно обрисуйте все приятные бонусы, которые привнесут в вашу жизнь материальные возможности. Если это новое жилье, путешествия или помощь близким, в деталях опишите, как именно будет выглядеть новый дом, какие страны вы увидите, чем сможете порадовать любимых людей».