Уникально и секретно. Проехали дорогами «белорусского Чернобыля»

30.11.2019 в 19:22

Трагедия 26 апреля 1986 года прочно осела в сердцах белорусов. Неудивительно, что в этом году «выстрелил» сериал «Чернобыль», а путешествия в украинскую зону отчуждения и к ЧАЭС превратились чуть ли не в паломничество.

Однако места, которые напоминают о трагедии, есть и в Беларуси. Почему бы не проехать по ним? Наш читатель Сергей Бойко этой осенью осуществил задумку. Верным «конем» в этом путешествии был SEAT Toledo 1994 года выпуска — машинка старенькая, зато надежная. Как оказалось, даже далеко ехать не надо было. Слово — автору: 

Безопасное путешествие

«Новый сериал про эту трагедию, наделавший шума во всем мире, просто заставил меня посмотреть его. Неутихающие споры про жизненность и соответствие фактам тоже вызвали мой особый интерес.

Почему бы тогда не найти в Минске и окрестностях  интересные места, которые перекликались бы как с сериалом, так и с реальными событиями, происходившими в те годы? Так родилась идея этого маленького путешествия по следам «белорусского Чернобыля».

Стоит отметить, что за 10 месяцев этого года украинскую зону отчуждения посетило на 75 процентов туристов больше, чем за аналогичный период прошлого года. Но в отличие от путешествий по Припяти или вообще по зоне, мое путешествие было абсолютно безопасным. Маршрут был следующим: храм на Орловской — ядерный институт в Соснах — Свислочь — город энергетиков Дружный — ТЭЦ-5 (копия ЧАЭС) — Руденск. Без машины такой путь не преодолеешь, и мой надежный SEAT Toledo 1994 года выпуска, как всегда, был готов прийти на помощь.

«Почему бы не сделать кабинет-музей Хомюк?»

Не всякий минчанин знает, что в столице есть храм в память о ликвидаторах аварии на ЧАЭС.

Внутри — икона Божией Матери «Взыскание погибших» и список тех, кто погиб или пострадал при аварии на станции и ликвидации ее последствий.

Следующей точкой стал ядерный институт в Соснах. Проехал мимо бывшего военного городка, а затем решил проследовать вдоль забора института, который занимает достаточно большую площадь, — к главному входу вернусь позже. За это я был вознагражден видом громадной трубы и почти полной копией картинки четвертого блока с обратной стороны.

Вернулся к главному входу и сделал фото самого института. Вы можете видеть, насколько он отличается от тех кадров, которые есть в фильме. Вокруг был настоящий рыжий лес, но это просто осень! Прекрасный осенний день позволил сделать классные кадры, а если бы вы знали, какой там запах сосен… Это что-то нереальное.

Как жаль, что не сделали (пока?) в институте кабинет вымышленного персонажа сериала Ульяны Хомюк, куда можно было бы водить туристов и показывать, как она работала, какие приборы и условия были в то время, какие задачи решает институт и ученые в то время и сейчас. Ведь это такой маркетинговый подарок со стороны самого популярного сериала в истории! Есть же квартира Шерлока Холмса в Лондоне — почему бы здесь не придумать нечто подобное? Тем более что в нашей науке, я знаю точно, работают замечательнейшие люди, которые могли бы увлеченно и интересно это подать!

Собрался уезжать и наткнулся на еще одну интересную локацию — бывшую пожарную часть.

Все-таки жаль, что сериал снимался не в Беларуси. Думаю, что некоторые кадры были бы намного аутентичнее, чем жилой комплекс в Вильнюсе. Вот, например вид, городского поселка Свислочь, через который я проезжал для посещения города атомщиков Дружного.

В самой Свислочи, кстати, есть завод горного воска, снимки которого, особенно сделанные ночью, очень красивы. Кому интересно, можете посмотреть в интернете, найти их достаточно легко.

Особый архитектурный «талант»

И вот я въехал в Дружный. Этот город когда-то строился как Припять — город атомщиков при Минской АТЭЦ. После аварии на ЧАЭС в 1986 году  АТЭЦ перепрофилировали в ТЭЦ, а Дружный так и остался городом при станции. С самого приезда меня не оставляло ощущение, что я в Припяти. Для этого было множество причин, поверьте: начиная с въезда в город, где вполне действующая поликлиника соединена с полностью заброшенным зданием общежития, продолжая видами теплотрассы вдоль дороги и заброшенным парком… А  встретил Дружный так:

Наверное, нужно обладать особым архитектурным «талантом» и «одаренностью», чтобы в новом строящемся городе вынести поликлинику на самую окраину, сделав ее посещение максимально неудобным.

Подъехав в парку, я немного там погулял, снова невольно сравнивая его с припятским.

Дополнили впечатления жилой дом и кинотеатр (Дом культуры), стоящий опять же совершенно одиноко в чистом поле, на горочке. Он смотрелся настолько дико, что иногда просто было ощущение нереальности.

1000 километров за год

Возле Дома культуры я сделал фото своего верного помощника. Эта машина досталась мне от отца. Я похвалю ее, но не для того, чтобы продать, хотя когда-нибудь такой день все равно настанет. Честно говоря, вообще не знаю, как я буду объяснять, что на одометре всего 211 тысяч пробега при 1994 годе выпуска.

Покупал ее, конечно, еще отец. Признаться, уже не помню, с какими именно цифрами на одометре на тот момент. Вы же в курсе, как относится к машинам старшее поколение, — немного иначе, чем молодежь, верно?

Зимой машина всегда стояла в гараже, а летом использовалась почти исключительно для поездок на дачу, хотя некоторые тут же вспомнят стереотип про бабушку и церковь. Сам я работаю руководителем тургрупп, у меня бывают поездки как в Затоку, так и в Белосток, Вильнюс, но езжу я туда на автобусе. Вот и получается, что за этот год мой пробег еле-еле составил 1000 километров.

Пресловутая секретность

Впрочем, это было отступление. А впереди самое главное — ТЭЦ-5. Уникальность станции заключается в том, что задумывалась она как атомная ТЭЦ. Однако после аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году строительство было приостановлено. Атомная станция была перепрофилирована в теплоэлектроцентраль.

Свято уверовав, что если не заходить (не заезжать) на территорию станции, то все мои действия и съемка будут абсолютно легальны, я был просто в восторге от открывавшихся видов и кадров. Планировка, вид и сама обстановка были настолько схожи с видами на ЧАЭС, что отрезвило меня только появление черного джипа сзади. Возвращение в реальность было жестоким. После продолжительной беседы с начальником охраны, к счастью, вполне нормальным и вменяемым, мне было разрешено оставить только один кадр, который я и публикую. Все остальные кадры с видами станции, увы, пришлось удалить.

Пресловутая секретность («Вы же понимаете, что это уникальный и секретный объект!») еще долго, наверное, будет сдерживать поток туристов в подобные места. Можно рассуждать о том, что все это уже многократно сфотографировано и выложено в интернет, что существует Google Maps, но… «Вы понимаете, у нас служба…» Хотя снимают же новейшие межконтинентальные баллистические ракеты, их фото выставляют на обозрение даже сами министерства. А это вещи секретнее и опаснее старых ТЭЦ, разве нет?

Но это лирика. Настроение все равно было безнадежно испорчено. К сожалению, я так и не посетил брызгательные бассейны («Вы же понимаете, что это тоже стратегический объект?»).

Однако не все так печально — на обратном пути в Анетово я встретил вот такую четкую велодорожку. Честно говоря, был очень приятно удивлен.

Несмотря на относительную близость всех объектов, позади почти 200 километров и то самое чувство, когда очень хочется снова сесть в машину и мчаться дальше….

Куда следующий раз?

Недавно в одном из отчетов про автопутешествия на Автобизнесе прочитал классную фразу: «Когда граница была позади, начал думать, куда поехать следующий раз». Вот и я время от времени пересматриваю фото, думаю, куда махнуть весной, может, в Славутич — уникальный город, построенный для переселенцев из Припяти, с захватом Любеча — старинного городка, очень соблазнительно выглядящего на картах, и возвращением через Комарин — говорят, в хорошую погоду оттуда видна ЧАЭС.

А может, просто сделать полесский автопробег Туров — Давид-Городок — Столин — Пинск? Или съездить в Щучин — там открыли для туристов некогда засекреченный подземный бункер с музеем холодной войны…

В общем, скорее бы весна! Удачи всем на дорогах!

Обсуждение