Рассказываем, как нужно взаимодействовать с людьми, имеющими нарушение зрения

23.10.2019 в 16:17

Месячник «Человек с белой тростью» проходит в Могилёвской области с 14 октября по 13 ноября.

Предоставляем некоторые правила, которые снимут неловкость у человека, который хотел бы оказать помощь при встрече или ведет беседу с человеком, имеющим нарушение зрения (незрячими или слабовидящими).

  • Люди с нарушением зрения знают, как ориентироваться и передвигаться по улице. Они способны ездить без посторонней помощи, хотя и могут пользоваться тростью или собакой-поводырём. У человека может быть нарушение зрения, которое не видно. Будьте готовы предложить помощь — когда вас об этом просят.
  • Помните важное правило – перед тем как помочь – спросите!
  • Представьтесь, прежде чем установить физический контакт с незрячим человеком. Назовите ему своё имя и свой статус, если это уместно, например: охранник, официант, социальный работник, администратор или сокурсник. И обязательно представьте его другим присутствующим.
  • Если новый клиент или сотрудник является незрячим или у него плохое зрение, предложите ему пройтись по вашему предприятию.
  • Если вы изменили обстановку — сообщите человеку с нарушениями зрения о любых пространственных изменениях, таких, как переставленная мебель, оборудование или другие предметы, которые были перемещены.
  • Незрячие люди могут пользоваться руками для равновесия, так что предложите свою руку — но не берите его руку, — если человека нужно провести. (Уместно, однако, подвести руку слепого человека к перилам или спинке стула, чтобы помочь направить его к лестнице или сидению).
  • Если у человека есть собака-поводырь, идите с противоположной стороны от собаки. Когда идёте, описывайте обстановку, отмечая любые препятствия, такие, как ступеньки (вверх или вниз) или большая трещина в тротуаре. К другим опасностям относятся: вращающиеся двери, полуоткрытые шкафы или двери и предметы, выступающие из стены на уровне головы, такие, как висячие растения или лампы.
  • Если вы собираетесь о чём-то предупредить, будьте конкретны. Крик «Осторожно!» не говорит человеку, должен ли он остановиться, бежать, увернуться или подпрыгнуть.
  • Не трогайте трость незрячего человека или его собаку-поводыря. Собака на службе и должна сосредоточиться.
  • Трость — это часть личного пространства. Если человек кладёт трость на землю, не убирайте её. Сообщите ему, если она находится на его пути.
  • Если вам нужно оставить человека, который не видит, сообщите ему, что покидаете его, и спросите, нужно ли ему что-нибудь, прежде чем уйдёте.
  • Предложите прочитать письменную информацию — такую, как меню, этикетки товаров или банковские заявления — клиентам, которые не видят. Прочитайте содержание кассового чека вслух, чтобы клиент знал, сколько и за что он платит.
  • Если вы подаёте пищу человеку, который является незрячим, сообщите ему, где она находится на тарелке согласно часовой ориентации (12 часов — это дальше всего от клиента, 6 часов — ближе всего). Убирайте с тарелки декоративные элементы и всё, что несъедобно. Некоторые клиенты могут попросить вас порезать пищу; это можно сделать на кухне ресторана, прежде чем еда будет подана.

Автор — Мария Капустина, заведующий отделением дневного пребывания для инвалидов и сопровождаемого проживания УСЗ «ТЦСОН Первомайского района г. Бобруйска»

Обсуждение