30% девушек из Могилёва и Бобруйска, выбравших ИТ-сферу, сталкивались с негативными оценками окружающих

09.12.2019 в 17:16
Анна Косарь, "СБ. Беларусь сегодня", Фото: Павел Чуйко

К такому выводу пришли авторы исследования «Условия доступа к рынку труда в высокотехнологической сфере. Молодые женщины Могилева и Бобруйска». Представители МОО «Гендерные перспективы» проанализировали, что привлекает девушек в области ИТ и с какими препятствиями они при этом сталкиваются. Результаты гендерного исследования были озвучены на круглом столе в учебном центре Белорусского Общества Красного Креста. 

Мероприятие проводилось в рамках проекта «EU4Youth: Развитие потенциала для трудоустройства». Он финансируется Европейским союзом и реализуется в Армении, Грузии и Беларуси при поддержке Датского Красного Креста. Главная цель — помочь социально уязвимой молодежи получить достойную работу. А значит, увеличить для них доступ к рынку труда.

-Миссия Белорусского Общества Красного Креста — улучшение качества жизни уязвимых категорий населения путем мобилизации гуманитарного потенциала общества. Сейчас у нас около 17 тысяч волонтеров, среди которых много молодежи. И мы нацелены на то, чтобы они не только помогали людям, но и сами поднимали свой потенциал. Нам интересно перенять международный опыт и посмотреть, что можно сделать в Беларуси для более качественного трудоустройства юношей и девушек, — отметила заместитель Генерального секретаря БОКК Романия Скоморошко. 

Кандидат социологических наук и научный руководитель исследования Татьяна Водолажская рассказала, что в опросе участвовали 100 молодых женщин 16-35 лет из Могилева и Бобруйска. Все они либо работают в ИТ-сфере, либо получают профессиональную подготовку в учреждениях образования. Как выяснилось, в области высоких технологий финансовая составляющая привлекает 81,1% девушек. Среди преимуществ сферы они также назвали гибкий график (74,3%), интеллектуальный труд (52,7%), востребованность профессии (41,9%), корпоративную культуру (40,3%). А вот среди сложностей работы в ИТ женщины выделили ущерб для здоровья (46,7%), непонимание близких (45,3%), ответственность и неопределенность (37,3%). 

-Интересно, что многие девушки оказались достаточно независимыми в плане своего выбора. 61,4% респонденток сказали, что работа в ИТ-сфере — это их собственное решение. С одной стороны, это хорошо, но с другой — в наших обсуждениях стало понятно: одним из «белых пятен» является профориентация. Девушки говорят, что в школе им предлагают ряд стандартных профессий, например, врач или учитель. А вот об ИТ-специальностях практически не упоминают, — прокомментировала Татьяна Водолажская.

Часть респонденток сталкивалась со стереотипами или дискриминирующими ситуациями. Так, более 30% девушек признались, что им неловко просить повышения зарплаты. Еще стольким же приходилось терпеть шутки коллег по поводу их неспособности работать в ИТ-сфере. 

По мнению авторов исследования, женщины в ИТ представлены слабо и для решения этой проблемы надо принять ряд мер. По словам Татьяны Водолажской, стоит продвигать образ “ИТ-женщины” в медиа, реорганизовать систему профориентации, проводить больше тренингов и семинаров, направленных на преодоление стереотипов и мотивацию карьерного роста. 

Представительница компании IBA Тамара Бутова, напротив, считает, что барьеров при вхождении в ИТ для женщин почти нет. Однако, по ее мнению, “стеклянный потолок” присутствует в менеджменте: руководители проектов — это чаще всего мужчины. 

Как отметила председатель правления МОО “Гендерные перспективы” Ирина Альховка, исследование носит прикладной характер, его результаты не могут быть релевантными для страны в целом. 

-Мы пока не планируем проводить подобные опросы в других регионах. Данное исследование — это попытка изучить ситуацию и выяснить, стоит ли копать глубже. Если у ИТ-компаний и других организаций появится потребность в более детальной проработке вопроса представленности женщин в высокотехнологической сфере, тогда мы в сотрудничестве с Белорусским Красным Крестом будем выходить на новые масштабы, — пояснила Ирина Альховка.