В России бензин продают ниже себестоимости, увидят ли его в Беларуси?

21.04.2020 в 16:09

Падение стоимости нефти привело к тому, что на российском рынке бензин продается производителями в убыток. Можно ли будет на белорусских АЗС заправиться дешевым бензином из России, разбирался Sputnik.

Стоимость автомобильного бензина за прошедшую неделю на международной товарной бирже в Санкт-Петербурге снизилась на 11%. Вчера тонна АИ-92 продавалась за 35,77 тысячи российских рублей (прим. 1155,73 бел. руб.) за тонну.

В настоящее время нефтяные компании должны платить в бюджет акциз на топливо, но есть еще и специальная выплата, призванная поддерживать цены на рынке – демпфер.

Эксперты независимого агентства «Аналитика товарных рынков» подсчитали, что при такой цене общая сумма перечислений в казну составит 38,07 тысячи российских рублей (прим. 1230,04 бел. руб.) за тонну. Это сулит чистый убыток при продаже топлива.

Как работает демпфер

Раньше механизм демпфера работал на производителей топлива, а теперь он многократно вырос со 100 российский рублей (прим. ≈3,23 бел. руб.) за тонну до 17 тысяч российских рублей (прим. ≈549,27 бел. руб.). Получается, если за границей топливо становится дорогим, из государственной казны идут перечисления компаниями, чтобы те не поднимали цены внутри страны. Когда ситуация разворачивается зеркально, уже компании платят в бюджет.

В России стоимость топлива рассчитывается не от сформированной на рынке цены, а установленной правительством. В этом году получилось, что власти установили планку на уровне в 53,6 тысячи российских рублей (прим. ≈1731,81 бел. руб.) за тонну, что гораздо выше фактической.

Резкий подъем связан с желанием Минфина России смягчить эффект обнуления вывозных пошлин и снижения доходов от налога на добычу полезных ископаемых (налоговый маневр – Sputnik). При том, что сейчас Urals торгуется в среднем в районе 15 долларов (прим. ≈37,4 бел. руб.) за баррель. Беларусь вообще получает ее по цене около 4 долларов (прим. ≈9,97 бел. руб.) за «бочку».

Беларусь заполняет хранилища

Ранее белорусский президент Александр Лукашенко обратил внимание чиновников на конъюнктуру на нефтяном рынке и предложил заполнить готовыми нефтепродуктами все возможные хранилища в республике.

В связи с этим он задал вопрос, какие объемы готовых нефтепродуктов можно хранить в имеющихся специальных топливных хранилищах.

«Надо мобилизоваться, надо знать, сколько сможем хранить в хозяйствах топлива, сколько на базах – в районах, областях. Надо купить нефтепродукты и заполнить хранилища», – поручил глава государства.

Нас не зальет российский бензин — упростить

В Беларуси с 1 марта по президентскому указу в четыре раза повысили ставки акцизов на автомобильные бензины и дизельное топливо.

Ставка акциза на бензин (АИ-92) выросла до 1924,32 рубля за тонну, а на бензин класса 5 (АИ-95 и выше) — до 1194,36 рубля за тонну. Ставка акциза на дизельное топливо (ниже Евро-5) выросла до 932,2 рубля за тонну, а на дизель высшего класса (Евро-5) — до 737,32 рубля за тонну.

При этом белорусские власти предусмотрели понижающий 0,25, но он касается только произведенного в нашей стране топлива. Так получился настоящий «забор» перед дешевым бензином из-за рубежа.

Таким элегантным путем мы приходим к тому, что данному требованию в стране соответствуют только нефтеперерабатывающие заводы в Новополоцке и Мозыре.

Реинкарнация давальческой схемы

В этом году российские компании, реализующие топливо в Беларуси, жаловались на его нехватку для своих автозаправочных станций. В концерне «Белнефтехим», тем не менее, утверждали, что отгружают сырье всем без исключения.

«Здесь есть два варианта: либо с увеличенным акцизом напрямую поставлять бензин, либо работать по давальческой схеме и получать топливо от наших НПЗ», — пояснил пресс-секретарь концерна Александр Тищенко.

Действие понижающего коэффициента распространяется на топливо российских компаний в том случае, если оно произведено в Мозыре или Новополоцке из поставленной из России нефти.

Получается, что избыточные объемы бензина на российском рынке не потекут тонким ручейком на белорусские АЗС. Власти успели еще в марте поставить надежный заслон от дешевого бензина для белорусов.

Давальческая схема концерна «Белнефтехим» представляет собой пропорцию 80 на 20. Например, российская компания поставляет 1 миллион тонн черного золота, из которых 800 тысяч тонн без уплаты премии приобретает НПЗ, а 200 тысяч перерабатываются в топливо с оплатой данной услуги.

Тем временем в Беларуси с начала года цены на автомобильное топливо менялись уже одиннадцать раз на привычную копейку и только дважды в сторону уменьшения.

Обсуждение