Могилёвский троллейбус отправился в шестое десятилетие

29.01.2020 в 19:11
Анастасия Комкова , Веснiк Магiлёва

В памяти старшего поколения могилевчан наверняка отпечаталось это важное событие в истории нашего города. Далекой зимой, 19 января 1970 года в Могилеве появился новый вид общественного транспорта на электрической тяге — городские троллейбусы. С той поры минуло полвека. Старый добрый троллейбус с бессменными контактными проводами сегодня превратился в красивый беспроводной электробус и продолжает выполнять свою главную функцию — перевозить людей. Значимый юбилей — хороший повод узнать об истории и этапах создания Могилевского филиала Троллейбусного парка № 1 ОАО «Могилевоблавтотранс», с благодарностью вспомнить всех, кто посвятил свою трудовую жизнь горэлектротранспорту.

Маршруты и пассажиры

История Могилевского горэлектротранспорта началась в 1966 году. Именно тогда, в связи с вводом в эксплуатацию первой очереди комбината синтетического волокна и необходимостью увеличения городских пассажирских перевозок, строительное управление №57 строительного треста №12 начало возведение комплекса сооружений Могилевского троллейбусного управления. Не без трудностей эта задача, а также подготовка необходимых кадров завершились к 15 января 1970 года. А 19 января по маршруту «Ж.д. вокзал — пос. Куйбышева» начали курсировать шесть, а с 28 января — восемнадцать троллейбусов. Общая протяженность линии тогда составляла 10 км, а штатное расписание административно-управленческого персонала — 20 человек.
В ноябре 1970-го был введен в эксплуатацию участок троллейбусной линии пл.

Орджоникидзе — комбинат «Лавсанстрой», протяженностью в 20 км. А в 1974 году открыт новый маршрут «Ж. д. вокзал — пл. Гагарина — ТЭЦ-2» протяженностью 33 км. 1998 год отмечен строительством новых маршрутов: «Ж. д. вокзал — Переезд» и «Вокзал — Трансмаш». За весь период существования Могилевского троллейбусного парка на предприятии освоили более 9 модификаций подвижного состава. За полвека могилевские троллейбусы перевезли более 2 млрд пассажиров.

Что может человек…

История развития могилевского троллейбуса насыщенная и сложная. В 90-е годы прошлого столетия могилевское троллейбусное управление было на грани развала. В 1993 году на должность главного механика был назначен Сергей Монастыренко. А в 1995 году он возглавил предприятие с тяжелым наследством: 80% подвижного состава было изношено практически на 100%. Понадобилось почти 8 лет, чтобы электротранспорт стал гордостью могилевчан. Мудрый, опытный и понимающий руководитель не только восстановил порядок на предприятии, но и успешно развивает его.

Сегодня могилевский троллейбусный парк — это 114 троллейбусов семи модификаций и 2 электробуса, 12 тяговых подстанций, 4 диспетчерских пункта, 100 км контактных и 123 км кабельных сетей, ремонтно-механическое производство, энергослужба, гараж, насчитывающий 15 единиц техники, строительный участок.

На предприятии внедрена автоматическая система управления движением «Азимут», а все подстанции работают в автоматическом режиме под управлением программного обеспечения «СИРИУС».

Как рассказал Сергей Монастыренко, в будние дни на городские дороги выходят 74 машины.
— Работаем по 7 маршрутам, самый длинный — «5-ка» — 32,5 км, самый короткий — двадцатикилометровая «3-ка». За смену, а это 8-9 часов, один троллейбус совершает 5 рейсов. Ежегодно филиал перевозит почти 36 млн человек.

Транспорт будущего

В наше время троллейбус — однозначно самый экологичный и безопасный городской транспорт.

Последнее пополнение в парке было в 2018-м — два новых троллейбуса модели АКСМ-321. Как пчелки трудятся на городских дорогах и подаренные китайскими друзьями электробусы, пробег которых сегодня составляет уже 120 тыс. км. В целом же электробусы — хорошая перспектива в условиях постоянно растущей интенсивности движения, их использование в экономическом плане выгоднее на 40%.

Производственных мощностей в Могилевском парке достаточно. К примеру, наше депо рассчитано на 200 машин, а у нас только 114. Износ троллейбусов увеличивается из года в год, поэтому наша первостепенная задача — обновлять подвижной состав. Возможно, эта небольшая пауза — старт для нового витка развития, — рассказывает Сергей Владимирович.

Большое внимание в филиале уделяют наведению порядка и обновлению ремонтно-механического производства, оснащению материально-технической базы. Не так давно на территории предприятия заменили асфальтобетонное покрытие. Назрела необходимость замены городских тяговых подстанций, которые давно выработали срок эксплуатации. Однако квалифицированные специалисты филиала работают над тем, чтобы минимизировать неудобства, а пассажиры могли вовремя и комфортно передвигаться.

Сегодня троллейбусный парк готов к переменам, которых требует время. В перспективе — внедрение электронной системы оплаты проезда, этот вопрос активно обсуждается. Если говорить о перспективе электрического городского транспорта в целом, то тут я соглашусь с китайскими коллегами, которые приезжали к нам для анализа технической работы электробуса. Там для электробусов планируют выделить специальные полосы и улицы, двигаться по городу они будут с достаточно большой скоростью в автоматическом режиме, без обслуживающего персонала. И это — не фантастика. В любом случае, Могилев — город с достаточно сложной организацией пассажирского транспорта. Выделить отдельную полосу для общественного транспорта, наверное, непозволительная роскошь. Но я уверен, что в будущем и у нас на въезде в город, в больших строящихся микрорайонах, можно будет оставить автомобиль на специально оборудованной стоянке и пересесть на электробус, экологически чистый транспорт, который быстро и безопасно доставит в любую точку города. Мы должны к этому стремиться.

Троллейбусный парк — к вашим услугам

Основной вид деятельности филиала, конечно, перевозка пассажиров троллейбусами. Были времена, когда троллейбусы заказывали для проведения школьных экскурсий по городу и даже для свадебных церемоний.

 

Филиал оказывает услуги населению по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств: это шиномонтажные и шиноремонтные работы; контроль технического состояния автотранспортного средства перед выездом на линию; обивка сидений автотранспортных средств.

В перечне услуг и медицинское освидетельствование водителей перед выездом на линию.

Филиал также предоставляет в аренду транспорт: автовышку, специальную цистерну, электроизмерительную лабораторию, грузовую платформу. Предоставляет и услуги по обслуживанию систем автоматической пожарной сигнализации.

Здесь также предлагают услуги стирки спецодежды сторонним организациям, услуги автомобильной стоянки, сварочные работы, расточку цилиндров, шлифовку коренных и шатунных шеек коленчатого вала. Звуковую и наружную рекламу на бортах троллейбусов, прокат листовок.

В ведении предприятия и столовая на 80 мест, где есть возможность проведения различных торжеств. Столовую постоянно оснащают современным оборудованием, которое позволяет готовить качественные блюда и отменную выпечку. К слову, в прошлом году столовая филиала выиграла конкурс на обеспечение питанием коллектива ОАО «Лента».

В филиале функционирует свой физкультурно-оздоровительный комплекс: тренажерный зал, настольный теннис, который доступен всем могилевчанам. Недавно в ведение предприятия передали базу отдыха «Болоновка», хорошее и красивое место для отдыха.

Успехи — заслуга коллектива

Как заверяет директор троллейбусного парка Сергей Монастыренко, успех любого дела зависит от хорошей команды. В троллейбусном парке работают люди увлеченные и преданные своему делу.

— Я всегда иду навстречу своим работникам. Если у нас есть возможность, а у них желание, направляем на обучение, помогаем финансово, где-то даем возможность совмещать специальности. Много видов работ, которые освоили, выполняем сами, и, главное, люди сами к этому стремятся.

С хорошей командой руководитель всегда может быть спокоен.
Сегодня на предприятии трудятся 650 человек, в том числе молодежи в возрасте до 31 года — 72 человека.

— Специфика нашего предприятия такова, что у нас задействован внушительный перечень рабочих профессий. К нам активно приходит молодежь, мы сотрудничаем с учреждениями образования.

Особое внимание в троллейбусном парке уделяется пропаганде здорового образа жизни и участию в спартакиадах. Многочисленные спортивные кубки, медали и награды свидетельствуют о том, что здесь умеют не только хорошо работать, но и с пользой отдыхать. В коллективе насыщенная профсоюзная и общественная жизнь.

Свой юбилей Могилевский филиал Троллейбусного парка №1 ОАО «Могилевоблавтотранс» будет праздновать достойно и ярко. Торжества пройдут в городском Центре культуры и досуга. Будут награды, поздравления от коллег и партнеров, чествование ветеранов и лучших работников, большой праздничный концерт. А пассажиров весь юбилейный год будут радовать празднично украшенные троллейбусы, которые во время поездок напомнят о страницах истории очень значимого для города предприятия.

Метки: