Слепнете не только вы, а все вокруг. Почему так страшен туман на дороге

23.10.2019 в 18:43

МЧС так часто объявляет оранжевый уровень опасности, что уже и не обращаешь на это особого внимания. Вот вчера, например, тоже было – по поводу тумана. Это разве причина для предупреждений? Очень веская причина! И вот почему.

Все по полочкам разложил Иван Кришкевич.

Чем опасен туман?

Вы скажете, что в туман снижается видимость, и это действительно так. Объекты могут «исчезать» уже на расстоянии 10-20 метров, соответственно, при движении они появляются совершенно «внезапно», оставляя минимум времени и места для каких-либо действий.

Но есть и другой фактор, про который часто забывают. Туман также опасен тем, что водитель может терять ориентацию в пространстве, а это чревато риском выехать за пределы полосы – на встречную, на обочину, вообще съехать с проезжей части.

Не стоит забывать и о том, что движение в условиях недостаточной видимости приводит к повышенной нагрузке на водителя и оборачивается снижением (отвлечением) внимания, что может сыграть дурную шутку в той или иной ситуации. Часто тот же туман является не причиной ДТП, а лишь одним из сопутствующих факторов. А раз так, появление белой пелены на дороге стоит воспринимать как знак повышенной опасности.

При этом важно понимать: риск заключается не только в том, что конкретно вы чего-то не видите, но и в том, что вас могут не видеть другие участники дорожного движения. Казалось бы, очевидно, но на практике многие этой банальной вещи не учитывают, что приводит к тяжелым последствиям.

Что надо учитывать?

При движении в условиях тумана человеческому глазу все предметы кажутся более отдаленными, чем в действительности. Кроме того, туман изменяет окраску световых лучей всех цветов, кроме красного (желтый свет в тумане становится красноватым, а зеленый — желтоватым), — это нужно учитывать при проезде регулируемых светофорами перекрестков.

При движении в тумане мельчайшие капельки воды, оседая на стеклах автомобиля, образуют тонкую пелену, которая еще больше ухудшает видимость (водитель этого сразу может и не заметить). Поэтому в сильный туман рекомендуется периодически включать стеклоочистители, обогрев лобового стекла и кондиционер, даже если кажется, что стекла чистые.

При движении в темное время суток очень важным становится правильное использование головного света. Ведь при включении дальнего перед машиной образуется плотная белая пелена, которая еще больше скрывает дорогу и предметы на ней (тот же эффект происходит в темное время суток в дождь и снегопад).

В сильный туман может быть затруднено даже использование ближнего света – в этом случае можно частично решить проблему, опустив при помощи корректора фар световой пучок вниз. Само собой, наилучший эффект дают передние противотуманные фары, но они до сих пор есть далеко не на каждом автомобиле.

Риски и ошибки

На самом деле туман редко появляется внезапно – белую пелену обычно видно заранее. Более того, можно предугадать, где и при каких условиях ждать, особенно если дорога вам знакома. Все-таки туман появляется ранним утром или поздним вечером, в низинах, рядом с реками и водоемами, болотами. И, повторимся, он виден заранее. В чем тогда проблема?

Ошибка многих водителей в том, что они не всегда правильно оценивают возможные риски. Кажется, что это легкая пелена, поэтому скорость не снижается – и автомобиль со всего хода влетает уже в совершенно белую стену, где видимость резко падает до считанных метров.

В данной ситуации водитель в буквальном смысле рискует со всех сторон. Продолжать ехать с той же скоростью вслепую – велика вероятность съехать с дороги, столкнуться со встречным или медленным попутным автомобилем либо вообще влететь в уже имеющуюся кучу малу. Резко снижать скорость, останавливаться на обочине – подставить себя под удар сзади идущей машины.

Отсюда и рекомендации, которые можно разбить не несколько блоков: обозначить себя, регулировать скорость движения в соответствии с текущими условиями и не подставляться под удар со стороны других машин. 

Как действовать в условиях сильного тумана?
 

ЗАРАНЕЕ снижайте скорость, особенно если есть хоть малейшая вероятность того, что въезжаете в зону плотного тумана. Включайте противотуманные фары и фонари, выключайте дальний свет. Не забудьте выключить противотуманки, когда видимость нормализуется!

Если туман очень сильный, снижайте скорость до безопасной в текущих условиях, но при этом учитывайте, что едущие сзади машины могут продолжать ехать намного быстрее вас (в общем, следует искать некий компромисс и скорость снижать плавно). Включите «аварийку», выключите музыку и приоткройте окно.

Появление любого контура перед вами следует воспринимать как препятствие для движения. Не следует в панике бить по педалям и вращать руль для объезда, просто будьте готовы к тому, чтобы снижать скорость и маневрировать. Старайтесь придерживаться центра вашей полосы. Смещаясь к обочине, рискуете наскочить на стоящие машины или сбить пешеходов, беря левее, рискуете нарваться на встречную машину.

Если вы едете за другим автомобилем, увеличивайте безопасную дистанцию. Видите, что водитель за вами «повис на хвосте»? Чуть притормаживая, стоп-сигналами намекните ему, что расстояние должно быть бОльшим.

Туман настолько сильный, что невозможно ехать? Ни в коем случае не останавливайтесь на обочине, и уж тем более на дороге в своей полосе, особенно на скоростной трассе. Обязательно выведите машину за пределы дороги – съезжайте на удаленную площадку, заправку, на худой конец на местную дорожку или лесную тропу. Включайте «аварийку».

В случае ДТП не оставайтесь в машине – покидайте ее и уходите за пределы дороги. ПДД требуют выставлять знак аварийной остановки, но в данной ситуации этого лучше как раз не делать – риск быть сбитым в условиях сильного тумана очень велик. Хотите предупредить других водителей – включайте свет, «аварийку». Идите не по дороге, а вдоль нее на удалении. Если есть мощный фонарь, можно использовать его для привлечения внимания.

Наш вердикт

Вы можете сказать, что все очень банально. Да. Так оно и есть. Но самое парадоксальное, что в сложных условиях порой теряются опытные водители. Что же тогда говорить о начинающих? При этом многие аккуратные водители забывают как раз о том, что в тумане «слепнут» не только они, но и другие водители, а по тяжести возможных последствий это не меньшая ошибка, чем самоуверенность.

Обсуждение