Не в утиль, а в ремонт в Могилёв. Почему восстановление поврежденного авто по страховке становится «золотым»?

17.02.2020 в 12:14
Евгений Грачёв, ABW.by

Потерпевший в ДТП рассчитывает решить внезапно возникшие перед ним проблемы за счет страховки. Но ожидание и реальность — две разные вещи.

Потерпевший в ДТП — это только начало

Ирина: «В начале июля 2019 года моя дочь на моем автомобиле Renault Dokker попала в аварию, виновником ДТП она не была. На авто было оформлено АвтоКАСКО по договору добровольного страхования и обычная страховка, так называемая «автогражданка».

Естественно, для получения страхового возмещения обратилась к страховщику по АвтоКАСКО. Документы приняли, но впоследствии я получила ответ, который меня ошарашил: в получении страхового возмещения отказано. Как выяснилось, у моей дочери-потерпевшей не было стажа вождения свыше двух лет, что являлось обязательным условием.

Странно, что при заключении страхового договора мое внимание не акцентировали на этом обстоятельстве, с другой стороны — сама виновата, надо было все внимательно читать. Осталась обычная страховка, что существенно повысило мое настроение. Но, как выяснилось, зря. Началась целая эпопея с кучей потраченного времени, нервов и стрессов. Никогда бы не подумала, что отремонтировать свой автомобиль за счет страховки так сложно.

Все просто лишь на бумаге

Поскольку у виновника ДТП не было вообще никакой страховки, то вопросами получения страхового возмещения занималось Белорусское бюро по транспортному страхованию (далее — Бюро).

Моя машина в ДТП пострадала очень сильно: разбита передняя подвеска, выстрелили подушки безопасности, снесена водительская дверь, нарушена геометрия кузова, разбиты передние фары и прочие повреждения. После первичного и дополнительного осмотра мне начислили 7000 рублей. Ни один автосервис за ремонт взяться не решился.

При первичном осмотре автомобиля после ДТП оценщик и представитель страховой компании вообще сообщили мне, что этот автомобиль с большой долей вероятности будет признан погибшим. Дело в том, что мой Renault Dokker — марокканской сборки, его ремонт по страховке должен был производить официальный дилер. Мне ничего не оставалось, как отдать машину для ремонта «официалам» в августе 2019-го, к тому же она на гарантии. По сути, она там и так была с момента аварии — после ДТП ее эвакуировали в сервисный центр Renault в Могилеве.

На сегодня машина все еще там. Во время ремонта было проведено два дополнительных осмотра, в результате которых всплывали другие скрытые повреждения. С момента официальной передачи автомобиля в ремонт прошло уже 5 месяцев. За этот период Бюро перечислило мне еще часть суммы, 2000 рублей. Неделю назад я была в сервисе, где мне озвучили сумму счета, — 21.700 белорусских рублей. Это практически стоимость аналогичного авто с похожими характеристиками, исходя из анализа рекламных объявлений о продаже.

Даже с учетом 25-процентной скидки, которую мне обещает (пока только обещает) автоцентр, это очень большая сумма. Денег по страховому возмещению, как я понимаю, все равно не хватит. Странно, на мой взгляд, что при таких повреждениях авто не признали погибшим, его пришлось ремонтировать. Получается, что при ДТП потерпевший может и не отремонтировать свою машину за счет страховки».

Почему автомобиль не признали погибшим?

Мы бы посоветовали Ирине не спешить с выводами о том, хватит или не хватит. Пока ремонт не окончен, об итоговой сумме страхового возмещения лучше не рассуждать. По правилам после проведения ремонта на СТО потерпевший имеет право на перерасчет размера вреда по факту ремонта при выполнении всего комплекса работ. Да, процедура не быстрая, в ней, как правило, все решают цифры, формулы и методики расчета стоимости повреждений. И конечно же, наличие необходимых запчастей, учитывая тот факт, что автомобиль не массовый на нашем рынке.

В соответствии с п.187 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь (Указ Президента РБ №530) при причинении вреда транспортному средству его гибель определяется рыночной стоимостью этого транспортного средства на день наступления страхового случая, расходами на его эвакуацию с места дорожно-транспортного происшествия к месту хранения на территории Республики Беларусь (для нерезидентов Республики Беларусь — до границы Республики Беларусь), утилизацию остатков, оформление необходимых документов в связи со страховым случаем и по определению размера вреда.

Транспортное средство считается погибшим (уничтоженным), если его ремонт технически невозможен или экономически нецелесообразен. Ремонт считается экономически нецелесообразным, если расчетная стоимость восстановительного ремонта транспортного средства за вычетом стоимости обновления без учета налога на добавленную стоимость превышает рыночную стоимость транспортного средства на день наступления страхового случая.

Рыночная стоимость транспортного средства определяется на основании расчета, проведенного в соответствии с правилами определения размера вреда, причиненного автомобилю в результате дорожно-транспортного происшествия, для целей обязательного страхования гражданской ответственности владельцев машин.

Если «порог» стоимости ремонта в соответствии с расчетом не пройден, то будет осуществляться восстановительный ремонт транспортного средства. Все во власти формул, если можно так сказать.

Что касается сроков проведения ремонтных работ, то в данной части нужно руководствоваться законом о защите прав потребителей. И если ремонтная организация не укладывается в предусмотренные законодательством промежутки времени, есть полное право обращаться с претензией. Ну а дальше можно или договариваться или — в суд.

Метки: