Если ваш автомобиль имеет российские «корни», то они могут «прорасти» уже на территории Беларуси. Очередная история тому пример.
Взял и ушел
13 июня 2017 года гражданин России Сулейманов С.Б. решил занять у своего соотечественника Александра 350.000 российских рублей (прим. ≈ 11735,51 бел. руб.), причем не просто так, а еще и с уплатой 9% в месяц от всей суммы. Деньги брались ненадолго, всего на один месяц, что и было закреплено в договоренностях.
Александр в счет обеспечения возврата долга взял в залог автомобиль KIA Sportage 2011 года выпуска, принадлежащий Сулейманову С.Б. При этом Александр зарегистрировал договор залога у нотариуса, данные сведения были внесены в Реестр залогов РФ.
С точки зрения того, кто дает деньги в долг, он все сделал правильно, так и нужно делать.
Трудно сказать, собирался должник деньги возвращать или нет, но он в августе этого же года продал свой автомобиль — предмет залога.
Покупатель нашелся быстро, причем им оказалась наша соотечественница, жительница Бобруйска Ольга. Она просто не знала, что машины из России рекомендуется проверять в залоговом реестре. По ее словам, с документами было все в порядке. Мы же, почитав один из них, предположили, что помимо «не бит, не крашен?» как минимум один вопрос можно было задать.
В паспорте транспортного средства указано, что этот документ именуется «Дубликат», то есть оригинал был утрачен либо уничтожен. По какой причине — нужно было уточнять у продавца. Как показывали предыдущие истории с залоговыми авто, дублирование ПТС осуществляется не с хорошими намерениями.
Терпение лопнуло
Кредитор ждал довольно долго, но в феврале 2018 года все-таки подал в районный суд города Томска иск о взыскании долга. Помимо прочего, Александр также попросил арестовать и взыскать автомобиль, чтобы потом продать его с публичных торгов. О том, что машина на тот момент была продана за границу, кредитор знал, а в материалах дела уже имелся ответ о белорусском собственнике автомобиля.
Решение суда было предсказуемым: иск удовлетворить, автомобиль взыскать в счет долга.
Можно ли исполнить решение российского суда в Беларуси?
Ответ на этот вопрос нужно искать в Приложении №4 к Гражданскому процессуальному кодексу Республики Беларусь. И он будет положительным:
Таким международным договором является Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 года. Статья 51 этой конвенции предусматривает признание и исполнение решений учреждений юстиции (судов) по делам, решения по которым вынесены на территории других государств — участников конвенции.
Чтобы гражданину России исполнить решение российского суда в Беларуси, нужно обратиться с ходатайством в областной суд в том регионе, где зарегистрирован собственник авто. В нашем случае автомобиль находился на регистрации в Могилевской области, и именно туда такое ходатайство поступило.
Отечественный суд мог отказать в исполнении решения зарубежного суда на территории нашего государства, но это возможно, только если на стадии рассмотрения дела были нарушены процессуальные права белоруса. Например, если он не был уведомлен о судебном разбирательстве, либо не получил копию искового заявления, чтобы подготовить возражения на него, либо по иным основаниям.
В нашей истории российская Фемида все сделала как надо — суд Могилевской области это признал.
Что дальше? Решение российского суда передадут судебному исполнителю, а он откроет исполнительное производство, в рамках которого и будет принудительно «отбирать» автомобиль по решению суда, если, конечно, владелец автомобиля не передаст его добровольно.
О сюрпризах
Но есть в нашей истории еще один важный нюанс. Ольга уведомила суд Могилевской области, который рассматривал ходатайство о признании решения российского суда, о том, что она продала автомобиль 18 июня 2018 года. Решение российской стороны датировано 22 июня этого же года.
То есть к моменту вынесения решения и его рассмотрения в Беларуси Ольга уже не являлась собственником автомобиля. Она это обстоятельство ни от кого и не скрывала. Никакого ареста на автомобиль у нас в стране наложено не было, и Ольга, соблюдая все правила, сняла авто с учета и продала. Никто ей это запретить не мог, ведь в рамках Беларуси автомобиль «чистый».
Теперь отечественным судебным исполнителям придется искать ответ на вопрос «что делать?», ведь автомобиля, который им предписано изъять, у Ольги нет. А в отношении нового собственника спорного автомобиля никаких решений не выносилось ни нашими судами, ни российскими. Получается, что в отношении него и исполнять нечего.
Что говорит закон?
Есть исполнительное производство, есть исполнительный лист в отношении Ольги, на основании которого автомобиль надлежит у нее изъять. Поскольку авто у нее нет, то закон об исполнительном производстве в таких случаях гласит:
Наш зарубежный взыскатель Александр, скорее всего, автомобиль не получит. «Скорее всего» пишем лишь по той причине, что предугадывать решение наших государственных структур — дело неблагодарное, история знает много интересных случаев о законности принятия того или иного решения. Автомобиль уже у другого законного собственника, в отношении которого нет ничего.
Остается только еще раз повторить: если вы решились поехать в Россию за автомобилем, то до передачи денег не поленитесь заглянуть в любую нотариальную контору, где вам сделают официальную выписку о наличии или отсутствии залога. Если никаких залогов на момент покупки автомобиля нет, то и решения по таким искам с большой вероятностью будут на стороне собственника автомобиля.