Вечно потеющие стекла и затхлый запах в салоне. Откуда в машине повышенная влажность и как с ней бороться?

04.11.2019 в 13:16

С наступлением осенне-зимнего сезона многие автолюбители сталкиваются с неприятной ситуацией: стекла в автомобиле вечно потеют, а в мороз еще и покрываются льдом изнутри, все это сопровождается неприятным затхлым запахом. Все ясно: в салоне — повышенная влажность. Но почему она появилась и как от нее избавиться? В проблеме разбирался Иван Кришкевич.

Начнем с того, что от потеющих стекол может страдать даже владелец совершенно исправного автомобиля. Все дело в конденсате, который появляется из-за перепада температур и высокой влажности воздуха окружающей среды. Салон то остывает во время стоянки, то нагревается от «печки» во время поездок. Теплый воздух обеспечивает испарение воды, а при снижении температуры влага оседает на стеклах.

Зимой к этому добавляется влага, которая заносится в салон в виде снега на обуви и одежде, вещах, попадает через кратковременно открытые двери и окна. Вы увидели снег на панели или сиденье, смахнули его куда-то вниз — он из машины никуда не исчез, а просто упал на коврики. Затем в теплом салоне он превратится в воду, и далее все пойдет по циклу, описанному абзацем выше.

Но повышенная влажность может появляться и по другим причинам. Пьете в машине горячий чай или кофе — видите, как потеют стекла? Это тоже влага, которая потом остается в салоне. Она же содержится в воздухе, выдыхаемом находящимися в автомобиле людьми. Также это может быть следствием влажной уборки без должной просушки обивки. Кажется, мелочи, но постепенно влага накапливается. Также следует помнить о том, что стекла запотевают при использовании режима рециркуляции, когда отсутствует поступление свежего забортного воздуха.

Если же стекла потеют постоянно, имеется характерный запах, скорее всего, причины повышенной влажности не только в окружающей среде и случайно заносимой внутрь влаге. Как минимум это может быть связано с тем, что штатная система обдува и вентиляции по каким-то причинам не справляется со своими обязанностями в полной мере. И здесь в первую очередь следует задаться вопросом: когда в последний раз менялся салонный фильтр? Именно это частенько является причиной таких явлений.

Еще одна часто встречающаяся причина — засорение сливного отверстия системы кондиционирования, через которое выводится конденсат. Из-за «пробки» влага попадает в подаваемый для обдува воздух.

Вообще засорение дренажных отверстий и водостоков или нарушение их работы — частая проблема автомобилей в возрасте. Самое банальное — скопление воды в дверях из-за «залипших» сливных отверстий. В автомобилях с люком частенько засоряется дренаж. Также с возрастом появляются проблемы с естественной вентиляцией, сливными отверстиями в багажнике и т.д.

Добавляет проблем затекание воды в салоне через негерметичные уплотнители стекол и фонарей, уплотнители и заглушки технологических отверстий в крыше и т.д. А в универсалах и хэтчбеках со временем может переламываться подводящая трубка омывателя заднего стекла в районе выхода на крышку багажника — вода стекает в салон.

Так что если проблема запотевания вдруг стала явной и повторяется изо дня в день, имеет смысл для начала просушить салон (достаточно теплого воздуха от штатной «печки», который подается в течение нескольких часов). Если это не поможет, следует проверить систему отопления и вентиляции или отыскать источник повышенной влажности в салоне.

Возможно, придется поднять ковры и проверить состояние днища — там будьте готовы к неприятным сюрпризам в виде коррозии пола. Само ковровое покрытие тоже, скорее всего, потребует тщательной сушки. 

Ну а как оперативно бороться с запотеванием стекол? Точно не при помощи тряпок и салфеток (ими вы лишь будете гонять воду по стеклу и оставлять на нем разводы). Лучше всего использовать кондиционер, который «подсушит» воздух. Если же кондиционера нет или он не работает (а зимой в условиях низких температур он как раз бездействует), придется обходиться теплым воздухом от «печки», но время очистки стекол значительно увеличится. Могут помочь немного приоткрытые окна…

Не забудем про специальные средства, предотвращающие запотевание. Названия и упаковки разные, но суть примерно одна: на стекло наносится тонкий слой водоотталкивающей пленки, которая действует достаточно продолжительное время. При этом важно помнить о следующих нюансах. Перед нанесением средства стекло надо обезжирить и тщательно вымыть, иначе вы просто размажете грязь и не получите должного эффекта. Избыточный слой средства может создавать блики, а в случае с некоторыми средствами он сам по себе может быть жирным.

Наш вердикт

Даже если у вас свежи и исправный автомобиль, вы можете столкнуться с повышенной влажностью в салоне, если затягиваете с заменой салонного фильтра, а зимой не особо заботитесь о том, чтобы отряхнуть от снега ноги при посадке внутрь. Техника в возрасте может иметь проблемы с работой системы вентиляции и обдува, а также с дренажными системами, что обязательно обернется повышенной влажностью в салоне. Здесь стоит напомнить, что это чревато не только вечно потеющими стеклами. Последствия могут быть гораздо хуже и затронуть электрику автомобиля, а также привести к коррозии кузова внутри автомобиля. Так что при первых признаках проблемы ее лучше не игнорировать.