Без «Ирландца» и «Мстителей». Лучшие фильмы 2019 года, многие из которых вы еще не смотрели

26.12.2019 в 20:23
Вадим Шундалов, "СБ. Беларусь сегодня"

До конца 2019 года остается совсем немного дней, поэтому мы решили вспомнить не просто лучшие фильмы, а те картины, мимо которых не стоит проходить всем любителям кино. В нашем рейтинге, в котором нет четкой градации, не будет таких тяжеловесов как «Ирландец» или «Форд против Феррари», а также суперуспешных в прокате «Мстителей», потому что вы их и так наверняка видели. Поехали!

«Достать ножи»

 

Нео-нуарная лента повествует о невероятной цепочке событий, которая приводит к смерти известного автора криминальных романов Харлана Тромби. Детали кончины успешного писателя собираются в паззл денди-детективом Бенуа Бланом в исполнении Дэниэла Крэйга.

Чтобы как можно лучше передать эмоции и характеры персонажей, режиссер Райан Джонсон практически запирает их в пределах единого пространства — большого, красивого и одновременно жуткого дома, где герои с каждой минутой хронометража раскрываются по-новому.

Учитывая, что хороший детектив для нашего времени почти такая же редкость, как достойная комедия — всем любителям этого жанра советуем успеть на «Достать ножи» в кинотеатры. К слову, юмор и даже приличная порция иронии над детективом как жанром здесь имеется, поэтому два часа с лишним пролетят незаметно.

«Брачная история»

 

Семейная драма, снятая Ноа Баумбаком для Netflix, боролась за «Золотого льва» в Венеции, но уступила там «Джокеру». Однако история распадающегося брака персонажей Скарлетт Йоханссон и Адама Драйвера пусть и более приземленная, но ни разу не менее глубокая. Мелодраматизма в этом фильме столько, что вы будете махать руками, как ваша же бабуля, внимательно следившая за личной жизнью Жади.

При этом никакой фальшью в «Брачной истории» ни разу не пахнет, за что отдельное спасибо изумительно отработавшим главные роли актерам. Кстати, и для Йоханссон, и для Драйвера этот фильм — отличная возможность напомнить зрителям и критикам, что они хороши не только в образах Черной вдовы и Кайло Рена. Героиня Скарлетт, к слову, в некотором смысле напоминает ее саму: сексапильная красотка, которая страдает от этого образа и не может полноценно развиваться в творческом плане. Однако игра в «Брачной истории» очевидно расширит ряды поклонников Йоханссон и, вполне вероятно, принесет ей первую номинацию на «Оскар».

В общем, театрально-камерная и душевная картина Баумбака, рассказывающая, что любовь — это не только чувства, но и ответственность, настоятельно рекомендуется тем, у кого не складываются отношения, тем, у кого их нет, и даже тем, кто до неприличия счастлив.

«Клаус»

 

Netflix, как вы уже поняли, берется за самые разные проекты, постоянно пытаясь расширять собственную аудиторию. Часто получается не слишком удачно, но за «Клауса», как и «Брачную историю», стрим-сервису однозначный респект.

Испанцы Серхио Паблос и Карлос Мартинес Лопес сняли собственную мультипликационную версию возникновения профессии Санта Клауса и сделали это весьма оригинально. Картина с юмором и на современном языке справляется с воспитательной функцией малышни и явно не оттолкнет от экрана взрослых.

Вечное противостояние добра и зла, эволюция главного героя, парочка давящих на слезы историй — рецепт успешного рождественского/новогоднего фильма прост, как манная каша, но отчего-то далеко не у всех она получается без комочков. Если не знаете, чем разбавить «Иронию судьбы» и «Один дома», то «Клаус» — наш кандидат.

«Джокер»

 

Одна из наиболее предвкушаемых премьер года полностью оправдала возложенные ожидания. Режиссер, сценарист и сопродюсер картины Тодд Филлипс обещал совершенно новое прочтение истории о главном враге Бэтмена и ни разу не подвел киноманов. «Джокер» рассказывает, как добрый по своей сути комик Артур Флек превращается в злобного монстра-убийцу и живой символ очередной буржуазной революции. Работа Тодда Филлипса — это ни в коем случае не призыв к действию, а напоминание, к чему приводит человеческая безучастность и жестокость.

DC Comics снова дала более чем достойный ответ Marvel. Пусть «Джокер» и не сумел собрать такие колоссальные деньги в прокате как последние «Мстители» (около $2,8 млрд), но стал самым кассовым фильмом с категорией «R», заработав в кинотеатрах чуть более $1 млрд. Кроме того, проект DC получил на Венецианском кинофестивале «Золотого льва», а исландская композитор Хильдур Гуднадоттир, написавшая саундтрек к еще одному громкому проекту 2019-го — сериалу «Чернобыль», удостоилась приза Soundtrack Stars за глубокое и мрачное музыкальное сопровождение.

Почему же «Джокер» вошел в наш топ, а не менее популярные «Ирландец» или «Форд против Феррари» нет? Во-первых, картина Филлипса раздвигает привычные для комикс-экшенов границы и представляет собой скорее социальную драму, а не попкорн-аттракцион. Во-вторых, такой глубокой проработки персонажа в комикс-фильме не было со времен нолановского «Темного рыцаря», где игрой все того же Джокера публику поразил великолепный Хит Леджер, получивший посмертно за свою работу «Оскар». Практически нет сомнений, что на предстоящей церемонии статуэтку заберет и невероятный Хоакин Феникс. И в-третьих, «Ирландец» и «Форд против Феррари» — это, скорее, фильмы на один раз, которые пусть и весьма добротно сделаны, в целом не являются выдающимися образцами жанра, чего не скажешь о «Джокере».

«Паразиты»

 

Азиатское кино уже давно заняло свое место в мировом синематографе, но «Паразиты» стали настоящим прорывом конкретно для Южной Кореи. Работа Пона Джун-хо первой в истории Южной Кореи получила «Золотую» пальмовую ветвь» в Каннах, была продана для проката в 192 страны и номинирована на «Золотой глобус». Кстати, сразу в трех номинациях — за лучшую режиссуру и сценарий, а также лучший фильм на иностранном языке. Критики уже прочат «Паразитам» победу в последней номинации и на «Оскаре», несмотря на традиционную для этой категории высочайшую конкуренцию.

В чем секрет «Паразитов»? Пон Джун-хо язвительно насмехается над современным обществом, тонко подмечая все его пороки. Причем объектом анализа выступает не только южнокорейский уклад жизни, а вся цивилизованная часть человечества, где выпускники вузов выстраиваются в очередь на работу в заведения фаст-фуда, а чуть более приспособленные к жизни хитрецы чувствуют себя как рыба в воде. Любопытно, что Пон Джун-хо окончил социологический факультет, что позволяет ему порой видеть чуть глубже, чем другим коллегам по киноцеху.

Еще одна фишка «Паразитов» — нетривиальность сюжетных ходов. Во время просмотра этого фильма, вы точно не будете повторять «Я так и знал!» В общем, «Паразиты» настоятельно рекомендуются тем, кто устал от банального и предсказуемого кино и готов к самоанализу.

«Прощание»

 

Еще один киноподарок из Азии, пусть это и не до конца верное утверждение. Режиссер Лулу Ванг (настоящее имя — Ван Цзыи) родилась в Китае, но еще в детстве уехала вместе с семьей в США, где и состоялась, как фильммейкер. В чем-то ее судьба похожа на историю нашей Дарьи Жук, поэтому неудивительно, что у «Хрусталя» и «Прощания» так много общего.

Обе картины полны национальной самоиронии, но не являются насмешкой над родиной. В обоих фильмах фигурируют свадьбы — сгусток традиций, приобретающих статус атавизмов. При этом и «Прощание», и «Хрусталь» полны любви и ностальгии.

Кроме того, Лулу Ванг, набивавшая руку на документалках и музыкальных клипах, крайне трепетно подходит к использованию довольно скромного хронометража в 1 час 40 минут, выделяя фоном такую знакомую нам проблему, как «панелизация» городов.

Но главные вопросы, вокруг которых строится кинорассуждение Лулу Ванг, — имеет ли место ложь во благо и кому принадлежит жизнь человека — ему самому или его близким. В общем, «Прощание» — однозначно самый трогательный фильм года, который не превращается в слезливую кашу благодаря отличному юмору.

«Однажды… в Голливуде»

 

Девятый и, возможно, последний фильм Квентина Тарантино вышел в лучших традициях режиссера. Мастер заботливо передал атмосферу конца 1960-х, когда завершился золотой век Голливуда, а главным героям в исполнении Леонардо ДиКаприо и Брэда Питта предстояло найти свое место в изменившимся мире и киноиндустрии. Картина, возможно, пародирует современный кинематограф, только вместо бесконечных супергеройских фильмов там фигурируют вестерны.

«Однажды… в Голливуде» частично основан на реальной истории, однако Тарантино, как и в «Бесславных ублюдках», вершит свою справедливость.

Этот фильм фурора на фестивалях пока не произвел, получив лишь «Премию пальмовой собаки» в Каннах (ее принес питбуль Брэнди), но пять номинаций на «Золотой глобус» говорят о выдержанном высоком уровне новой работы Тарантино. Добавим сюда блестящие перформансы ДиКаприо и Питта и получаем отличный коктейль.

«Боль и слава»

 

«Если не будешь писать или снимать, то что будешь делать? — Жить, наверное». Педро Альмодовар сквозь призму собственного опыта отвечает на один из главных вопросов в жизни взрослого человека: есть ли жизнь на пенсии, когда любимое или не совсем дело высосало из тебя все жизненные соки, оставив только боль и осколки былой славы.

Именитый мастер с особым трепетом ностальгирует по детству и ушедшей любви, используя при этом традиционные для себя яркие краски, как тот парнишка, рисовавший главного героя в детстве.

Центральный персонаж, как и Альмодовар — режиссер и творец в исполнении великолепного Антонио Бандераса, играющего в последнее время в проходных проектах. Однако этот фильм принес Бандерасу новую партию славы в виде приза за лучшую мужскую роль в Каннах — пожалуй, главной награды в богатой карьере актера.

«Боль и слава» настоятельно рекомендуется ценителям визуальной составляющей в кино и любителям глубоких драм не без доли тонкого юмора.

«Арахисовый сокол»

 

Картина Тайлера Нилсона и Майка Шварца рассказывает о двух аутсайдерах общества — парнишке с синдромом Дауна (Зак Готтзаген) и несчастном и одиноком рыбаке (Шайа ЛаБаф). Встретившись друг с другом, они бросают вызов несправедливому и жестокому миру и идут на встречу мечте.

Пеше-водное роуд-муви динамично развивается и не заставляет клевать носом из-за изобилия нудных философских диалогов.

Да, в «Арахисовом соколе» полно наивности, но это, скорее, детский рисунок на асфальте, а не нелепая карикатура. Если на минутку разочаруетесь в человечестве — бегите смотреть этот фильм.

«Сиротский Бруклин»

 

Великолепный актер Эдвард Нортон во второй раз и впервые с 2000 года решился занять режиссерское кресло и впервые выступил в качестве полноценного сценариста картины. Само собой, трехкратный номинант на «Оскар» взял на себя и главную роль, с которой отлично справился.

В целом зрители и критики не слишком восторженно приняли проект Нортона, но это скорее недоработка продюсеров. Сама лента с приятным джаз-оформлением и нуарным колоритом достоверно точно передает атмосферу Нью-Йорка середины XX века, полного социальной несправедливости и корыстного отношения к людям со стороны властей.

Главный герой Лайонел Эссрог, одинокий частный детектив с синдромом Туретта, пытается раскрыть запутанное убийство своего наставника и единственного друга и пусть делает этот не так эстетично и пижонски, как Бенуа Блан в «Достать ножи», но показывает себя не менее человечным и гуманным. Добротный крепкий сценарий, хорошие актеры и опять-таки низкая конкуренция в жанре вынуждает нас сказать уверенное «да» «Сиротскому Бруклину».

Обсуждение