Все чаще зимой можно увидеть купальщиков-моржей, которые бесстрашно окунаются в ледяную воду. Может быть, такие появились и среди ваших знакомых. Не последовать ли их примеру? Укрепляет ли здоровье зимнее купание и всем ли стоит закаляться?
Нырять в ледяную воду — это правда полезно? «Мнение о том, что купание в проруби несомненно приносит пользу, — довольно распространенное заблуждение, — считает специалист по стресс-менеджменту, банный мастер Петр Евстигнеев. — В зимнем купании, как и во многих других видах спорта и оздоровления, есть люди увлеченные, есть фанатичные, а есть разумные. Я за разумный подход». С чего же начать?
Не «инстаграма» ради
Первое, о чем должен спросить себя будущий купальщик, — зачем? Какова цель? «Если это разовое купание ради селфи, то оно не принесет ни особого вреда (если только нет проблем с сердечно-сосудистой системой), ни пользы. Да и никакого отношения к моржеванию это не имеет. Кураж, не более. Самое важное в таком случае — максимально сохранять тепло до купания и после. Не растираться перед нырянием, не охлаждаться в очереди к проруби. Без подготовки не стоит задерживаться в воде надолго: быстро окунулись — и обратно, сразу наденьте теплую одежду и обувь. Друг из Норвегии — рекордсмен Книги Гиннесса: он как-то просидел в проруби полтора часа! Но он занимается моржеванием всю жизнь. Если же без подготовки задержаться в ледяной воде больше чем на 5 минут, то в организме начнутся необратимые процессы», — предупреждает Петр Евстигнеев, много лет практикующий тепловые банные нагрузки и купание в ледяной воде.
Если мы ставим задачей оздоровление и поддержание организма в тонусе, получение энергии, тренировку и закалку иммунитета, действовать нужно планомерно и постепенно. Не стоит бросаться от одной популярной оздоровительной системы к другой, считает Петр Евстигнеев: «Можно сегодня подсесть на вегетарианство, завтра есть ягоды годжи, послезавтра нырнуть в прорубь. И все якобы ради здоровья. Мы ведемся на веяние моды, но это ничего общего не имеет с разумным подходом к оздоровлению. Каждое отдельное занятие — только тренировка в спортзале или только диета — несет фрагментарную пользу. Оздоровление работает в комплексе. Моржевание — вариант закаливания, но сопровождается другими вложениями в себя: физическими упражнениями, правильным «умным» питанием, постоянным режимом. Это прописные истины, но именно они работают».
Для не привыкшего к экспериментам организма купание в проруби без подготовки может стать ненужным стрессом. Стоит ли рисковать ради красивой картинки в соцсети и нескольких лайков? Это каждый решает сам. Но есть люди, которым закалка просто необходима.
Привыкая к перепадам
«Если переменчивые температурные условия — часть вашей жизни, работы, жизнедеятельности, то холодовая тренировка организма будет полезна, — считает банный мастер. — Но если вы живете в южных широтах и не знаете, что такое большой перепад температур, то баловаться с холодом и тем более прорубью не стоит. Если в теплых краях ваша работа связана, допустим, с холодильными установками, куда вы попадаете по много раз на дню, или вы перемещаетесь из жаркого помещения в помещение с кондиционером, то хорошо бы тренировать организм. Или вы, проживая в Ставрополье, работаете вахтовым методом на Севере, ведь многие компании отправляют сотрудников в регионы с другой температурой. Или если вы едете в путешествие в другую климатическую зону, например из плюсовой температуры или небольшого минуса на горнолыжный курорт, стоит заранее себя подготовить. Без способности к адаптации можно спровоцировать заболевание».
И даже уже переместившись в холодный регион, не следует бросать тренировку, нужно проводить ее постоянно.
Сосуды реагируют на любое, даже маленькое изменение температуры. «Не принципиально, насколько оно велико, тренировочные перепады в несколько градусов показаны всем — от младенцев до старцев и даже больных людей. Это оказывает общетонизирующее воздействие на сердечно-сосудистую систему, иммунитет. Противопоказаний нет вообще. Если организм молодой, с гибкой биохимией, то он компенсирует и более ощутимые холодовые перепады. Обычно до 28 лет тело может выдержать повышенную нагрузку. Чем мы старше, тем внимательнее нужно быть к тому, насколько быстро восстанавливаемся после стрессов, перипетий жизни, бессонницы, физической нагрузки», — говорит Петр Евстигнеев. И в зависимости от этого можно спрогнозировать устойчивость и скорость адаптации к температурным перепадам.
Для начала тренировки подойдет утренний контрастный душ. Но у многих ошибочное представление о нем: мы считаем, что это надо с горячей воды сразу переключить кран на холодную. Но любой перепад температур на несколько градусов воды и воздуха — уже контраст, закаливание, тренировка организма. Начинать стоит с очень маленькой дельты: например, с 40 градусов до 35 или с 35 градусов до 30. И постепенно увеличивать разницу. Даже выйти из теплого душа и постоять раздетым минуту — уже тренировка. И такие перепады будут без сопротивления приняты организмом, который рано или поздно привыкнет к низким температурам.
Тело не должно бояться
Но главный индикатор уместности холода — удовольствие или отсутствие его. «Увы, многие заставляют себя через силу и сопротивление лезть в холодный душ, за компанию сигануть из парной в прорубь или облиться из ушата ледяной водой, — замечает банный мастер. — Регулярно моржеванием занимаются те, кто получает от этого наслаждение. Я сам пришел в купание в холодной воде через баню. Я себя чувствую хорошо, мне нравится. После долгих тренировок могу окунуться в любой водоем — и зимой, и летом. А какое может быть удовольствие, когда с непривычки из теплой постельки ныряешь в ледяной душ? Когда у вас захватывает дыхание и вы получаете диафрагмальный спазм, то никакой радости это не приносит. Тело сжимается, напрягается, и это сигнал — значит, перегнули. Тело не должно бояться и воспринимать холод как врага, иначе будут выделяться не те гормоны».
Кортизол (который выделяется в ответ на стрессовые ситуации) — совсем не то, за чем мы погружаемся в прорубь. Нужно создавать себе комфортные условия, постепенно, по ощущениям, увеличивая амплитуду. Начинающие «моржи», по опыту Петра Евстигнеева, могут дойти до экстремальных температур за месяц-два.
Еще один опасный миф — будто бы после зимнего купания нужно согреваться алкоголем. «Это лукавство. Да, временное ощущение тепла вы испытаете, но помните, что употребляющие алкоголь быстрее замерзают на холоде».
Петр Евстигнеев рекомендует обратить внимание на еду начинающего моржа. «Я родился и жил на Чукотке, где температура доходит до минус 50, в армии служил на Севере. Местные жители употребляют много жирной рыбы и мясо морских животных (нерпы, тюленя), а под кожей у них большой слой бурого жира, который вы не найдете у жителя Индии или Таиланда. Именно благодаря этому «ракетному топливу» они легче переносят низкие температуры. У нас такого слоя не будет, конечно, но жирная и богатая белком пища поможет перенести холод. Друг норвежец после купания в проруби съедает три тарелки морепродуктов».
Для самых маленьких
Закалка ребенка не слишком отличается от закалки взрослого, считает банный мастер Петр Евстигнеев. «Мои дети закалялись с первых дней. Младшие вообще рождались в воду. Если вы купаете ребенка в теплой ванне, то, вынимая его, не спешите вытирать и одевать — подержите полминуты голеньким на воздухе в ванной комнате. Это уже будет для него закалка, когда он получает комфортный небольшой перепад температур.
Можно ненадолго окунать ладони в таз с прохладной водой. Потом можно опускать ступни в холодную воду. Все это лучше делать в игровой форме, чтобы ребенок воспринимал процесс с удовольствием. Если в семье любят баню, то детей стоит постепенно приучать и к ней, начиная с теплой. Не надо сразу вести в парилку под 90 градусов — так вы испугаете его и отвратите от бани надолго.
Обращайте внимание, как вы одеваете детей. Если ребенок постоянно укутан, защищен от любого сквозняка, гуляет в «скафандре», то его тело не дышит, и это верный путь к болезням. Он потеет на морозе, ведь дети обычно активно двигаются, а потом простужается. Соблюдайте разумный баланс: одежда должна позволять сохранять тепло, но при этом давать возможность двигаться, а телу — дышать».