Поколение современных тридцати-сорокалетних женщин виртуозно овладело омолаживающими приемами и стареть категорически не намерено. Мы прекратили панически относиться к морщинам, дряблости и числу свечей на именинном пироге. На всякое действие времени сейчас есть противодействие в виде кремов, процедур, инъекций, пищевых добавок. И цифра в паспорте больше не мерило внешнего вида.
До недавнего времени старость у женщин в нашей стране наступала рано. Причем не столько физиологическая, сколько моральная. А что прикажете делать, если приставку «старо-» в свой адрес можно услышать уже после 25 лет? Во многих роддомах до сих пор называют старородящими тех, кто до этого возраста не обзавелся первым ребенком.
При том, что в Европе большинство девушек даже о замужестве до тридцати не помышляют, а детей предпочитают рожать ближе к сорока, когда многие россиянки уже нянчат внуков. Один возраст, а разница в целое поколение!
Если учесть, что слова «бабушка» и «старушка» в русском языке синонимы, стоило ли удивляться увядшему виду тех, кому за сорок?
Но ситуация меняется. Особенно в крупных городах. Современное поколение сорокалетних россиянок обладает иным менталитетом, чем их мамы, и категорически отказывается стареть. Пример голливудских актрис и поджарых ровесниц за рубежом оказался заразительным. Морщинам, провисанию кожи, расплывшимся талиям и прочим индикаторам возраста объявлена война.
«Мне всегда казалось, что мама очень ухоженная и выглядит молодо. Но недавно, сравнив фотографии в ее тридцать лет и в свои сорок два, поняла, что мы на них как ровесницы!» — рассказывает Ирина, менеджер по продажам крупной компании.
Из крайности в крайность
У борьбы со старением есть и другая сторона. С чисто российским генетическим умением «уходить в запой» многие и в битве за молодость перегибают палку. Пробуют все новые методики, скупают самую дорогую косметику, несколько раз в неделю ездят на массажи, маски и обертывания. А дома часами изучают в зеркалах свои тела и лица, выискивая несуществующие недостатки как повод для новой охоты на ведьм.
Такие персонажи обедняют собственную жизнь и становятся вечной мишенью для острот окружающих. Вот почему так важно не перейти тонкую грань между нормой и beauty-манией. А также осознать, что вечная молодость — это все же миф.
«Пока мы не найдем способа отодвинуть менопаузу, все манипуляции с внешностью будут лишь симптоматической терапией. Когда кто-то разглагольствует, что человек должен жить более двухсот лет, я смеюсь. Природа слишком рациональна. Не можешь размножаться? До свидания!» — говорит профессор Ф. Ронхольт, президент Датской ассоциации геронтологов. Он уверен, что увеличение продолжительности жизни и наш моложавый вид — исключительно заслуга развития цивилизации.
Юность в тарелке
С другой стороны, японские ученые всерьез утверждают, что у их соотечественниц, которые ежедневно едят мисо-суп и другие соевые продукты, менопауза начинается в среднем на пять лет позже их западных ровесниц. Да и протекает она легче, а кожа дольше остается молодой.
Причина — в эстрогеноподобных способностях сои. То есть рычаги воздействия на наш репродуктивный возраст все-таки есть?
Геронтологи пока осторожничают, хотя и советуют ближе к тридцати начать регулярно принимать пищевые добавки anti-age. Состав многих из них базируется на все той же сое вкупе с витамином С и ликопином. Тонус кожи эти таблетки поддерживают хорошо, что доказано экспериментами. А вот про воздействие на менопаузу говорить пока рано: поколение женщин, которое их принимает регулярно, до нее еще не «доросло».
Кстати, во многом внешнее омоложение россиянок произошло и из-за смены рациона питания. Майонезно-картофельные застолья все больше уступают место полезным блюдам. Благо в магазинах теперь круглый год можно купить свежую рыбу, которая богата живительными для кожи омега-кислотами, а также помидоры, перец и тыкву — кладезь все того же ликопина. Да и фрукты с зеленью как источники витаминов доступны без очередей.
И, разумеется, красное вино. Каждая продвинутая россиянка в курсе, что благодаря содержанию ресвератрола оно обезвреживает свободные радикалы в организме и улучшает кровообращение. Правда, для обеспечения себя нужным количеством ресвератрола достаточно одного бокала, о чем многие забывают. Но это уже другая история.
К слову, максимум этого компонента содержат вина из северных широт: ресвератрол вырабатывается для защиты винограда от холода. Так что итальянские и испанские напитки проигрывают по омолаживающим свойствам французским и швейцарским. Осталось только вырастить виноград в Заполярье и жить вечно.
Баночки с мечтой
Безусловно, своим цветущим юным видом мы в первую очередь обязаны качественной косметике, состав и приоритеты которой сегодня также кардинально меняются.
Долгие годы производители убеждали нас в том, что морщины — абсолютное зло, спасти от которого могут только активные средства. Рекламные проспекты бодро рапортовали: «Наш крем разгладил кожу век у 96% женщин» или «…уменьшил морщины на лбу на 31%». Такие формулировки не только стимулировали к покупке, но и попутно заставляли женщин относиться к тонким линиям на собственной коже как к безусловным врагам. Каждое приобретенное средство вселяло надежду: противник будет если не стерт с лица, то отброшен на несколько миллиметров.
Вот только мало кому приходило в голову, что обещанные результаты заметны лишь под микроскопом или на увеличенных рекламных фото.
В реальной жизни никто не рассматривает нас под лупой, старение — это не глубина конкретной морщины, а изменение образа в целом. И, следуя тренду на позитивное отношение к себе и к возрасту, beauty-бренды сменили приоритеты.
Все больше новинок апеллируют не к конкретному признаку старения, а к общему состоянию кожи.
На смену «борьбе» и «уничтожению» пришли термины «оптимизировать», «снабжать», «улучшать». Наше лицо отныне не враг, а союзник. А задача современных кремов — не ликвидировать на нем что-то, а обеспечивать клетки кожи теми веществами, которых они лишаются в силу возраста, плохой экологии или иных воздействий.
Безусловно, препараты от морщин по-прежнему выпускаются и оказывают эффект, ведь многих все еще печалят линии на лице. Другое дело, что действие новых разглаживающих средств основано на налаживании тех или иных процессов в коже, затухающих с возрастом. А значит, все на том же актуальном комплексном воздействии. Здесь у каждой марки свой рецепт — от натуральных выжимок до сложных молекулярных комплексов. Какой из них лучше — сказать сложно, ведь каждая из нас индивидуальна и выбирает себе косметику, исходя из собственных желаний, ощущений и привычек.
Главное — относиться к возрасту с иронией и благодарностью. Ведь прожитые годы принесли нам столько всего интересного. А сколько их прошло — не имеет значения.