Какие мультфильмы полезны детям? Мнение психолога

25.01.2020 в 20:40

Сегодня многие родители не показывают детям мультфильмы, считая, что это вредно, особенно если при просмотре не соблюдать правила безопасности. Психолог Арина Чунаева уверена: хорошая анимация способствует становлению личности ребенка, ведь качественные мультфильмы, так же как книги и кино, помогают развивать эмоциональный интеллект.

Эмоциональный интеллект — это наша способность понимать свои и чужие эмоции и управлять ими, чтобы эффективно решать самые разные задачи. Сейчас ни для кого не секрет, что его высокий уровень — один из ключевых навыков успешного человека. Он помогает во многих сферах жизни: от учебы и карьеры до дружбы и счастливых семейных отношений.

Мы можем развивать эмоциональный интеллект всю свою жизнь, но его основа формируется в детстве. Развивая эмоциональный интеллект у своих детей, мы помогаем им в главном — жить в гармонии и согласии с собой и другими.

В детстве с помощью книг, мультфильмов и других историй мы учимся понимать чужие эмоции: осознаем причину их возникновения и разбираемся в мотивах поведения других людей. При этом сам процесс обучения через анимацию часто идет быстрее, чем через книги, ведь ребенок может не только прочитать, что чувствует и переживает герой, но и увидеть и услышать, поскольку в мультфильмах настроение передается посредством музыки, звуков и изображения.

При просмотре хорошей анимации ребенок сопереживает герою. Он видит последствия негативных поступков и размышляет, как стоит и не стоит себя вести. Ребенок изучает разные ситуации, учится чувствовать, что хорошо, а что плохо.

Эмоции и чувства персонажей прорисованы так четко, что ребенку легко их понять и осознать причину их возникновения

Британский сериал «Свинка Пеппа» идеально подходит для самых маленьких зрителей как пособие по развитию эмоционального интеллекта. Главные герои смеются, плачут, сердятся, обижаются и огорчаются. Когда они радуются, то весело прыгают по лужам, а когда злятся — топают ногами.

Закадровый голос или другие персонажи обязательно озвучивают чувства и состояния героя. К примеру, в серии «Джордж подхватывает простуду» Джордж очень боится доктора, и мы это видим: он спрятался под одеяло, а закадровый голос делает на этом акцент, говоря, что Джорджу страшно. Врач предлагает способ развеселить героя. При просмотре этого сериала маленький зритель может легко познакомиться с базовыми чувствами и эмоциями.

В русском анимационном сериале «Летающие звери» ярко и образно показаны эмоции персонажей и их чувства, это идеальный «учебник» по изучению эмоций. Например, в серии «Джинн» Мустафа решает помочь маленькому Джинну, потерявшему родителей. Джинн всего за шесть минут мультфильма показывает широкий спектр эмоций: он и плачет, потерявшись, и злится, когда Мустафа тратит свое желание на уборку в библиотеке. Он расстроен, когда приходится убрать все, что он испортил на базаре, и даже скучает, когда Мустафа не может с ним поиграть.

Эмоции и чувства персонажей прорисованы так четко, что ребенку легко их понять и осознать причину их возникновения. Важно, что в сериале нет отрицательных персонажей, есть лишь герои с разными особенностями характера и поведения. Это учит детей понимать, что все люди разные: кто-то обладает взрывным характером, кто-то спокойный и меланхоличный, а кто-то плачет по любому поводу. Чувства некоторых почти не заметны, хотя на самом деле эти персонажи могут сильно переживать о чем-то своем.

Полезен с точки зрения развития эмоционально интеллекта и новый российский анимационный сериал «Монсики». Герои этого мультфильма — монсики-чувства: гнев, радость, страх и так далее. В каждой серии через поучительную историю монсики помогают юному зрителю решить какую-то задачу: научиться справляться со страхом, гневом, слезами.

Какие мультфильмы полезны детям? Мнение психолога
 

Техника безопасности 

При просмотре нужно помнить о «технике безопасности», ведь не все мультфильмы одинаково полезны.

  • Для детей младше двух лет не бывает полезных мультфильмов. Мозг ребенка не готов воспринимать слишком яркие и быстро меняющиеся картинки. Скорее всего, ребенок будет с радостью их смотреть, но его нервная система будет излишне возбуждаться. Куда лучше поставить ему аудиосказку или включить хорошую музыку.
  • Важно смотреть новые мультфильмы вместе с ребенком: за интересным названием и известным брендом может скрываться не самая полезная картина конкретно для вашего ребенка. Одни дети боятся драконов, другие — привидений. При первом просмотре надо быть рядом с малышом, чтобы он не испугался и не расстроился.
  • У каждого анимационного фильма есть возрастная градация. Мультфильм 6+ не стоит показывать трехлетке, ведь там могут присутствуют сцены смерти, катастроф, а также драки и другие действия насильственного характера (конечно, они должны быть оправданы сюжетом). Маркировка 0+, 6+,12+ и т. д. не идеальна, перед просмотром фильма лучше внимательно читать отзывы.
  • Не забывайте о временных рамках. Все хорошо в меру, даже лучший анимационный сериал не надо смотреть несколько часов подряд.

Многие современные мультфильмы могут быть полезны ребенку, главное — понять, о чем эта история, какой настрой и эмоции она создает и чему может научить детей.

Вопросы для совместного просмотра мультфильмов 

Чтобы у маленького ребенка развивался эмоциональный интеллект, нужно смотреть мультфильмы вместе с ним, комментируя события и задавая уточняющие вопросы, делая акцент на чувствах и переживаниях героя, на мотивах его поступков. Вот примеры вопросов, которые полезно задавать:

  • Какую эмоцию испытывает герой? Как ты понял, что он печалится/радуется/сердится? (Уделите внимание позе персонажа, его действиям: слезы, смех, стук кулаком по столу. Обычно в анимации достаточно четко прорисованы эмоции — ярче, чем в жизни. Если герой плачет, то слезы текут в три ручья. Также не забывайте о голосе персонажа: как именно он произносит свою реплику.)
  • Почему герой поступил именно так? Чего он хотел добиться? (Особенно полезно изучать поведение и изменения отрицательных персонажей, да и вообще — наблюдать за тем, как меняются герои в течение мультфильма.)
  • Что бы ты чувствовал, если бы оказался на месте героя? (Этот вопрос хорошо обучает эмпатии и пониманию других людей.)
  • Как герою стоило бы поступить? (Этот вопрос поможет переключить внимание с других на себя и свои эмоции.)

Если следовать этим простым советам, просмотр мультфильмов будет не только приятным развлечением, но и способом развить эмоциональный интеллект ребенка. При совместном просмотре вы сможете еще лучше понимать своих детей, вспомнив, как сами смотрели на мир, когда были маленькими.

Об авторе

Арина Чунаева — психолог, сценарист.