Дети и телевизор: что и сколько смотреть?

03.01.2020 в 11:28
Дарья Михеева, Psychologies.ru

Придя из школы, они буквально прилипают к экрану и нередко отходят от него лишь со скандалом. Позволять или запрещать? Детский психолог Александр Венгер предлагает некоторые направления для размышлений.

Psychologies: Почему телевидение так завораживает детей?

Александр Венгер: Виртуальное изображение на какое-то время уводит ребенка от реальности. В кинотеатре дети осознают, что переживают нечто внешнее по отношению к ним, ограниченное во времени и пространстве, ведь поход туда — это всегда ритуал, предполагающий определенный сеанс, темный зал, присутствие других зрителей. А перед телевизором ребенок сталкивается с потоком разрозненных изображений, оставаясь в привычной обстановке. Ему труднее отстраниться от происходящего на экране — и завораживающий эффект усиливается.

Какое действие телепередачи оказывают на ребенка?

До 3–4-летнего возраста детей привлекает лишь движение на экране. Различать реальное и воображаемое им трудно до семи лет. С 4 до 7 преобладает идентификация: дети сопоставляют себя с любимыми героями и хотят быть на них похожими.

После семи они становятся способны соотносить телевизионные образы и сюжеты с реальностью. У них уже есть представления о времени и пространстве, и они учатся анализировать, рассуждать, отстаивать свою точку зрения. Эти способности формируются к 10–11 годам, когда самым важным становится содержание увиденного. Примерно с этого возраста дети могут сами выбирать программы, которые будут смотреть, а также сами делать перерывы в просмотре передач.

В младшем подростковом возрасте (12–13 лет) телевидение успевает им несколько поднадоесть, и они переключаются на видеоигры. Очень важным становится содержание изображений, наступает новый этап идентификации. Отождествляя себя с видео- и телегероями, дети предпочитают персонажей, которые поддерживают их эго: мальчики — сильных и мужественных, девочки — красивых и соблазнительных. В этот период родителям вновь важно проявить особое внимание к выбору и обсуждению телепрограмм.

С какого возраста детям можно смотреть телевизор без взрослых?

Примерно с семи лет они могут делать это самостоятельно, но вполне допустимо и года в четыре посадить ребенка одного смотреть кассету с мультфильмами. Если в выходные он проснулся рано, а родителям еще необходимо поспать, нет ничего страшного в том, что он посмотрит мультфильм или детскую телепередачу, хотя постоянно использовать телевизор вместо няни, конечно, не стоит. Родителям нужно направлять выбор ребенка, помогая ему взрослеть, познавать себя и окружающий мир, и телевидение не должно быть исключением из этого правила.

Какие передачи выбирать?

Дети должны смотреть только качественные телепередачи, сделанные профессионально и соответствующие их возрасту. Но в то же время ребенку гораздо лучше посмотреть вместе с родителями хороший фильм для взрослых (конечно, если в нем нет секса и насилия), чем один из бесконечных штампованных мультсериалов (хотя они и создаются специально для детей).

Родителям важно понимать, что есть передачи, полезные для развития ребенка, есть по-настоящему вредные, а есть нейтральные — бесполезные, но и не приносящие вреда. По поводу последних не нужно ломать копья: они не стоят того, чтобы портить из-за них отношения с ребенком.

Как установить «квоту на просмотр»?

С самого начала родителям следует договориться с ребенком, сколько времени он будет смотреть телевизор в течение дня, недели. Сосредоточьте внимание не на времени просмотра, а на содержании передач. Это поможет ему ощущать себя участником выбора, а не пассивным зрителем. Пересматривайте договоренности раз в 2–3 недели.

В обсуждении программы и времени просмотра — только в выходные дни, по полчаса ежедневно или как-то иначе — решающим должно быть слово родителей. Когда ребенок подрастет и будет готов сам выбирать программы, важно по-прежнему вместе обсуждать, что именно стоит смотреть.

Дети и телевизор: что и сколько смотреть?
 

Что делать, чтобы они соблюдали установленные правила?

Невозможно постоянно стоять у ребенка за спиной, особенно когда родители работают. Разумный выход — приучать к определенным правилам как можно раньше, пока он еще маленький, тогда не придется потом применять «санкции». Всегда объясняйте ему свою позицию и причины, по которым вы ограничиваете время просмотра.

Телевизор в детской: опасно ли это?

Детская не место для телевизора. Включенный приемник превращается в привычный фон, и у ребенка остается меньше шансов найти для себя более полезные, развивающие занятия. Получив вкус к такому доступному удовольствию, он может не захотеть прилагать усилия к игре, чтению, размышлению — что необходимо для формирования собственного образа мыслей.

Ему нравятся глупые передачи. Что делать?

Родители имеют право запрещать какие-то передачи. Но то, что взрослые считают полной ерундой, не обязательно ерунда для ребенка. Прежде чем запрещать передачу, посмотрите ее вместе: это даст ребенку возможность объяснить, что именно ему в ней нравится, а вам — с чем вы не согласны.

Запрещать, просто заявляя, что программа вас не устраивает, неэффективно. Если вы аргументируете свою позицию, то и ребенок будет учиться объяснять свою. Так вы поможете ему сформировать собственное суждение и умение его отстаивать.

Как поступать с рекламой?

Дети любят смотреть рекламу: им нравятся ее ритм, музыка, движение. С 3–4 лет они легко распознают мелодии клипов и логотипы товаров. И только лет с 7–8 способны понимать особые задачи и механизмы воздействия рекламных роликов. Важно, чтобы родители объясняли ребенку, что такое реклама. Семилетние и даже пятилетние уже вполне способны понять, что вещь не становится лучше от того, что ее показали по телевизору, зато стоит дороже, потому что на рекламу потрачены большие деньги и теперь за это заплатят покупатели. Так реклама окажется хорошим поводом в простой и понятной форме преподать ребенку первые познания из области экономики.

Предусмотренная пауза 

«Примерно в феврале каждого года я тайно что-нибудь вывинчивал из аппарата, — рассказывал писатель Симон Соловейчик в книге «Педагогика для всех» (Первое сентября, 2000), — увы, сломался! И некогда вызвать мастера, и нет денег на починку, и возникали всякие трудности, пока дети не привыкали жить без телевизора и не приходили в себя: они опять начинали читать книжки, гулять во дворе, у них снова появлялись друзья, и отметки становились получше… Месяца через два-три, после глубокого отдыха семьи, телевизор приводили в порядок (если я помнил, куда спрятал деталь и куда ее надо поставить), и наступало счастье — телевизор работает!»

Как быть с драматическими информационными сюжетами?

Телевыпуск новостей — программа для взрослых и по форме, и по содержанию. В идеале до 7–8 лет детям лучше не видеть информационных программ, особенно когда происходят страшные события. Но если ребенок все же увидел репортаж с места трагических событий и переживает, постарайтесь создать у него ощущение защищенности: сядьте рядом, обнимите. Говоря об увиденном, объясняйте, что происходило на экране, делайте акцент на усилиях, предпринимаемых для спасения людей.

Как относиться к любовным сценам, эротике и сексу?

Эротические фильмы требуют эмоциональной и сексуальной зрелости. В идеале детям до 16 лет не стоит их смотреть. Если же при просмотре фильма, предназначенного для всех категорий зрителей, ребенок начинает задавать вопросы или смущается из-за какой-то любовной сцены, это хороший повод поговорить с ним о сексуальности.

Не тормозит ли телевидение их культурное развитие?

Пожалуй, главная вина телевизора в том, что он отнимает у детей время от развивающих игр. Детям необходимо выражать в действии свои воображаемые представления, а телевидение предлагает им пассивно воспринимать чужие.

Значит, все-таки оно вредит?

Когда предлагаемые ребенку образы не мешают ему совершать свою «работу ребенка», в них нет ничего плохого, утверждал английский психоаналитик Дональд Винникотт. Важнее не то, что ребенок видит на экране, а то, что потом он делает с увиденным. Задача родителей — помочь ему употребить полученную информацию себе на пользу. И, возможно, объяснить, что телевидение, как и любые изобретения культуры, имеет свою оборотную сторону…

Об эксперте

Александр Венгер — детский психолог, доктор психологических наук, автор нескольких книг, в том числе — «Психологическое консультирование и диагностика» (Генезис, 2004).