Наверняка каждый не раз слышал совет, что не нужно строить бизнес с друзьями и родственниками. А ведь кажется, что близкие не предадут, не обманут и вообще будут во всем поддерживать. Так ли это? И можно ли на самом деле построить успешный бизнес с подругой, не рассорившись в пух и прах?
В начале была идея
В любом бизнес-тандеме есть инициатор, та, которая первой предложила идею, например: «А давай откроем свое агентство по продвижению!» Подруга поддержала, и дело закрутилось. А дальше? Как выстроить отношения, чтобы никто не перетягивал на себя одеяло? Ведь кажется, что «кто первый встал, того и тапки».
Опытные бизнесмены настоятельно рекомендуют обсуждать все детали по распределению доходов и обязанностей сразу. Более того, как бы странно это ни звучало, условия, на которых вы будете расходиться, тоже надо обсуждать на старте. И это очень логично. Пока вам нечего делить, пока не возникло ни одной спорной ситуации, вероятность того, что вы сможете составить наиболее честные условия для обеих сторон, высока.
К тому же вам сразу удастся посмотреть друг на друга не просто глазами подруги, но и глазами партнера и понять, какие качества проявляются в работе. «Мне было очень сложно побороть ревность, которую я испытывала к бизнесу, что предложила своей подруге, — рассказывает Анастасия, сооснователь бренда собачьей одежды «Мое собачье дело». — Я не один год буквально выискивала тему для своего проекта, чтобы для меня это стало делом всей жизни, чтобы я хотела развивать этот проект даже тогда, когда он не будет приносить прибыли.
Я все придумала, нашла инвесторов, мы с подругой начали наш бизнес. И тут я поняла, что ужасно ревную и не хочу позволять ей принимать никаких решений, потому что «это мое!» Повезло, что Настя (мы еще и тезки) оказалась рассудительным, терпеливым и необидчивым человеком. Хотя до совместного бизнеса я считала ее очень обидчивой и всегда аккуратничала со словами».
Потом было дело
Неспроста распределять обязанности нужно сразу, иначе велика вероятность, что кто-то будет постоянно испытывать чувство несправедливости. Бывает и так, что все идет само собой и все договоренности — лишние формальности. Но если уж заниматься делом со всей серьезностью, то нелишним будет подстелить соломку.
По-хорошему, зоны ответственности лучше расписать, а общие задачи поделить в равной степени. И тут пословицы и поговорки вступают в силу: то, что написано пером, не вырубить топором. Чтобы не поссориться в будущем, лучше записать все на бумаге, тогда в случае спорных ситуаций правила вас рассудят.
Да и в целом не стоит полагаться на память, плюс ко всему, восприятие у каждого человека индивидуальное, понять даже самую элементарную вещь можно по-разному. «Нам с Алиной повезло, мы работаем как одно целое и доверяем друг другу как себе. Но и у нас был не очень приятный момент, когда каждая из нас начала считать, что делает для проекта больше.
Это не очень хорошее чувство и в бизнесе оно может мешать, поэтому мы решили договориться сразу. Разделили количество рабочих дней поровну, ввели график учета отпускных дней и сразу договорились о том, как будем делить доходы, если кто-то из нас уйдет в декрет. С тех пор у нас все отлично — отдыхаем почти равное время, работаем тоже, и счет по детям уже сравняли: 1-1», — поделилась своей историей Ксения, соосновательница флористической мастерской.
И дело продолжало расти
Когда кажется, что все договоренности уже зафиксированы, дело налаживается или уже налажено, важно соблюдать границы между дружбой и работой. Теплые отношения, взаимопонимание — это прекрасно и очень помогает в деле. Но есть риск, что однажды вы поймаете себя на мысли, что потеряли подругу и вместо нее приобрели просто партнера.
Это может произойти, если всегда говорить только о бизнесе, обмениваться с самого утра до глубокой ночи сообщениями по делу и так далее. Установите границы, что, например, после 19 часов вы становитесь друг для друга подругами и можете обсуждать все свои девичьи дела. Важно также не тащить дружеские отношения в бизнес.
Бизнес есть бизнес, и поблажек друг другу с отговоркой «ну она же моя подруга, я тут сделаю больше, подумаешь» делать не стоит. Однажды такие «подумаешь» могут накопиться и вылиться в большое недовольство. Поэтому золотое правило: на работе — работа, а дружба, условно, дома за столом – еще никого не подводило.
«Начиная с подругой бизнес, нужно быть готовой ее потерять. Потому как бизнес изменит вас обеих, и та дружба, которая была «до», будет отличаться от дружбы «во время». И речь даже здесь не про ссору в пух и прах. То, что будет происходить у вас в бизнесе, так или иначе будет отражаться и на ваших личных взаимоотношениях.
В бизнесе важно проговаривать любые неоднозначные моменты, не обострять обстановку, не держать внутри обиду. Мы с Катей Королевой, моей второй бизнес-половинкой и понимающей подругой, уже 10 лет управляем пиар-агентством, до этого еще три года работали бок о бок в большой корпорации.
За это время бизнес нас сильно изменил. Но неизменным оставалось взаимное уважение и то, что мы всегда прислушиваемся к мнению друг друга. Нам повезло, мы дополняем друг друга в бизнесе, и это важно понять еще до того, как вы решились его запустить.
Мой совет — примите вместе участие в различных бизнес-играх, психологических расстановках, посмотрите, как ваша потенциальная бизнес-половинка поведет себя в кризис, сможете ли вы сплотиться или же, наоборот, не устоите перед обстоятельствами», — поделилась Евгения Пруслина, совладелица пиар-агентства.