Этот вопрос всегда стоял остро, и звонки в редакцию со словами «меня остановили для проверки документов, а что это за основание?» не прекращаются уже много лет.
Мы решили вернуться к теме и разъяснить, имеет ли право инспектор ГАИ останавливать транспортное средство для проверки документов. Без лирики, предположений и размышлений, только нормы закона.
Читатель Aвтобизнеса: «Не так давно меня остановил инспектор ГАИ и, представившись, попросил предъявить для проверки документы. Я отказался это делать, хотя и сообщил ему, что документы у меня при себе и с ними все в порядке. В интернете я читал и смотрел видеосюжеты, в которых говорится о том, что инспектор не имеет права останавливать водителя для проверки документов, это вообще не основание. Поэтому меня такое требование и возмутило. В результате напряженного диалога на меня составили протокол за невыполнение законных требований сотрудника милиции. А разве эти требования законны? Инспектор толком никаких доводов для остановки не привел, предъявите — и все. Мне выписали большой штраф, но платить я его не собираюсь, буду обжаловать».
Обжаловать вынесенное в отношении водителя постановление о наложении административного взыскания — это право, гарантированное законом.
Автор вопроса был привлечен к ответственности по ст.23.4 КоАП.
Но тема разговора сегодня иная. В Сети действительно много информации на тему общения с сотрудниками ГАИ. Где-то откровенная чушь, но есть и разумное зерно в доводах некоторых блогеров и авторов, которые обосновывают свои выводы и приводят нормы закона.
Основной посыл последних — в пользу того, что проверка документов не может служить основанием для остановки ТС. Таковы нормы Закона РБ «Об органах внутренних дел».
Главная проблема здесь — сочетание «а также». Как это трактовать?
Подход, что проверять документы, необходимые для проверки соблюдения правил, можно только «при подозрении в совершении преступлений и правонарушений» — наряду с документами, удостоверяющими личность, логичен.
Ровно в такой же степени логична и диаметрально противоположная позиция: слова «а также» относятся к глаголу «проверять», полномочия инспектора могут быть представлены в виде подпунктов:
«Сотрудники органов внутренних дел в целях выполнения задач, возложенных на органы внутренних дел, в пределах своей компетенции имеют право проверять у граждан:
- при подозрении в совершении ими преступлений, административных правонарушений документы, удостоверяющие их личность,
- документы, необходимые для проверки соблюдения ими правил, надзор и контроль за выполнением которых возложены на органы внутренних дел».
В любом случае каждый понимает и читает эту норму так, как ему нравится. «А как по-простому и правильно?» — спросите вы.
Поищем в правовом поле что-нибудь более конкретное.
В соответствии с п.9.1 ПДД водитель обязан останавливаться по требованию инспектора ГАИ, а также знать причину остановки (п.8.2 ПДД). Согласно п.12 ПДД водитель обязан иметь при себе и передавать для проверки документы (по списку).
Государственный контроль за выполнением ПДД в соответствии со ст.11 Закона РБ «О дорожном движении» осуществляется ГАИ:
Так вот, в рамках этого контроля ГАИ и проверяет у водителей наличие документов, предусмотренных п.12 ПДД, причем на законных основаниях.
«Проверять — да, а останавливать для проверки — нет», — скажут особо упертые в своих идеях. Но ведь первое невозможно без второго!
Таким образом, остановиться по требованию инспектора ГАИ водитель обязан, предъявить документы для проверки — тоже. Причина — осуществление контроля соблюдения ПДД, предусмотренного Законом РБ «О дорожном движении». Возможно, не каждый инспектор правильно может сформулировать эту мысль в силу разных причин, но от этого обязанности у водителя не пропадают.
Приведем в пример еще один официальный нормативно-правовой документ, подтверждающий, что проверка документов — это законно.
Видеоуроков в Сети о том, что это не причина, это не так, не показывайте инспектору документы, а сделайте вот так, не один десяток.
К сожалению, это лишь приводит к конфликтным ситуациям на дороге, которые ничем хорошим в итоге для водителя не заканчиваются. Хотя стоит признать, что законодатель не всегда четко трактует некоторые положения или правила (а следовало бы), и от этого возникает своеобразное понимание правовых норм.
Чтобы расставить все точки над «i» и прекратить ненужные инсинуации на тему «остановка для проверки документов — это не основание», законодатель в п.9.1 нового проекта ПДД напрямую и предельно четко прописал: «Водитель обязан: останавливаться по требованию инспектора ГАИ…
Что окончательно перечеркнет начинания желающих затеять спор на эту тему.