Даже шесть баллов – повод напрячься. Чего ждать водителям от нового Административного кодекса

21.05.2020 в 12:29
Евгений Грачёв, ABW.by

То, о чем говорили часто и много, наконец-то произошло — проект Кодекса об административных правонарушениях вынесен на обсуждение. С первого взгляда он стал еще жестче, нежели обсуждалось до этого.

Не вдаваясь в правовые тонкости документа, попытаемся представить, как изменится жизнь автовладельцев, если проект Административного кодекса будет принят в теперешнем виде.

«Лихачей» урезонят баллами

Не так давно мы писали, у кого, по мнению УГАИ МВД Беларуси, решили перенять прогрессивный опыт использования балльной системы. В проекте закона о дорожном движении предлагалось установить порог 15 баллов, после которых водителя лишали бы «прав» на полгода. Теперь же в проекте кодекса остановились на 10. А что по начислению баллов?

Допустим, если водитель превысил скорость движения на 30-40 км/ч, то за это предусмотрен штраф от 5 до 10 базовых величин (ч.3 ст.19.12). Такие нарушения будут квалифицироваться как административный проступок (ч.2 ст.2.2), за что предусмотрен один штрафной балл. При этом за превышение скорости от 10 до 20 км/ч баллы вообще начисляться не будут (ч.2 ст.5.4).

Указано также, что превышение скорости движения может устанавливаться на основе средней скорости. Работать это будет так: на участке дороги стоят две камеры фотофиксации, первая фиксирует автомобиль в начале отрезка, вторая — в конце, после чего пройденное расстояние делится на время, затраченное на проезд участка между этими двумя камерами.

Но есть и «фишка»: если у водителя в «багаже» шесть и более штрафных баллов, при этом он превышает скорость больше чем на 20 км/ч, то к нему применяются максимальные штрафы (ч.9 ст.6.4). Есть о чем подумать «лихачам» и не только им, поскольку этот критерий применяется и к другим видам нарушений, перечисленных в указанной статье.

«Письма счастья» не только за превышение скорости?

В новой редакции ответственность за превышения скорости, «пойманные» камерами фотофиксации, «переехала» из статьи «Превышение скорости движения» в статью «Штраф». Цитируем:

«Если нарушение скорости зафиксировано в автоматическом режиме, штраф налагается с применением его нижнего предела, предусмотренного за совершение соответствующего административного правонарушения, а в случае отсутствия нижнего предела материального наказания — 0,5 базовой величины».

И тут важный момент — речь идет не только о превышении скорости, но и о других нарушениях, которые будут фиксироваться камерами. К примеру, управление автомобилем без допуска к участию в дорожном движении и другие.

Теперь посчитаем новый размер штрафов на примере превышения скорости. Водитель превысил скорость на 40 (и более) км/ч, что зафиксировала камера, работающая в автоматическом режиме. Обращаемся к ч.4 ст.19.12 «Превышение скорости движения» проекта кодекса — за подобное превышение предусмотрен штраф от 10 до 15 базовых величин. Это значит, что в «письме счастья» штраф будет наложен с применением нижнего предела — 10 базовых. Если бы подобное нарушение зафиксировал инспектор ГАИ, тогда штраф мог быть максимальным — 15 базовых.

В любом случае такое нарушение будет квалифицироваться как значительное, а значит, «копилка» водителя пополнится двумя штрафными баллами.

Выпил кефира — лишился «прав»?

Перейдем к ст.19.15 «Управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, передача управление транспортным средством такому лицу либо отказ от прохождения проверки (освидетельствования)». В ней тяжесть наказания зависит от количества употребленного спиртного.

Эта статья предусматривает: если этилового спирта в выдыхаемом воздухе содержится до 0,8 промилле — штраф 100 базовых и лишение «прав» на три года. Именно 100 базовых, а не от 50 до 100, как предусмотрено действующей редакцией.

Формулировка «до 0,8» нас откровенно смущает. Ведь 0,1 промилле алкоголя — это тоже «до 0,8». Получается, что даже малейшая концентрация алкоголя влечет ответственность по этой очень непопулярной у водителей статье? Получить оперативное пояснение от правоохранителей, к сожалению, не удалось.

Вместе с тем в соответствии с Положением о порядке проведения освидетельствования физических лиц на предмет алкогольного опьянения (постановление Совмина №497) алкогольное опьянение определяется так:

«состояние алкогольного опьянения — наличие этилового спирта в крови или выдыхаемом воздухе в концентрации 0,3 и более промилле или наличие абсолютного этилового спирта в концентрации 150 и более микрограммов на один литр выдыхаемого воздуха».

Может, законодатель предлагает исходить именно из медицинского значения термина «алкогольное опьянение» и отталкивается от показаний от 0,3 до 0,8 промилле?

Ну а при концентрации алкоголя выше 0,8 промилле или обнаружении признаков употребления наркотиков или иных веществ вообще предлагается штраф 200 базовых величин и лишение «прав» на 5 лет. Из этого следует, что «пьяная» статья ужесточена как по размеру штрафов, так и по длительности лишения водительского удостоверения. Жестко, но, может, именно такие меры избавят наши дороги от потенциальных «убийц» за рулем.

Есть и послабления

Изменения коснулись статьи за нарушение ПДД, повлекшее причинение потерпевшему легкого телесного повреждения, а также за оставление места ДТП (ст.19.16). Действующим КоАП за подобные нарушения предусмотрено лишение «прав» на срок до двух лет — в проекте данный срок сокращен до одного года, а штрафы остались прежними.

«Бесправников» ждет штраф от 5 до 20 базовых, при повторности — от 20 до 50 или административный арест, а также новое наказание — общественные работы. На благо общества, как говорится.

Снизились максимальные сроки лишения «прав» за невыполнение водителем неоднократных требований об остановке, которые привели к погоне (ч.3 ст.19.20). Трактовка действующего КоАП предусматривает лишение «прав» на срок до двух лет, а в проекте этот срок снижен до одного года при тех же размерах штрафов.

За нарушение правил остановки и стоянки (ст.19.21) начисление штрафных баллов не предусматривается, штрафы также не увеличились. Зато снижены штрафы за управление автомобилем без страховки (ст.19.19) — за это предлагается штрафовать от 1 до 3 базовых вместо нынешних от 3 до 5.

Погашение штрафных баллов

Штрафные баллы начисляются со дня вступления в силу постановления о наложении административного взыскания. Отмена постановления влечет автоматическую отмену начисленных за нарушение баллов. При этом штрафные баллы списываются либо по истечении одного года с момента их начисления, либо со дня вступления в силу постановления о наложении взыскания по ст.19.17. Например, водитель превысил лимит 10 баллов и лишился «прав» на шесть месяцев — баллы списываются.

Таким образом, проект КоАП в значительной степени направлен на ужесточение наказания именно за систематическое нарушение Правил дорожного движения. Ну а любителям «зеленого змия» придется подумать не один раз, стоит ли садится за руль при таких-то размерах штрафа и сроках лишения.

Что мы увидим в итоге после различных обсуждений и согласований, покажет время.

Обсуждение