Павел работает с автомобилями и запчастями, поэтому хорошо ориентируется в сфере купли-продажи. Недавно он обнаружил объявление с очень привлекательной ценой на Mazda 6. Проверка истории по VIN породила немало вопросов. Например, как седан одновременно может стоять на учете в двух странах, а также за что он был конфискован у прошлого владельца? Рассказываем обо всем по порядку!
У Павла уже есть Mazda 6, которой он так доволен, что с радостью купил бы вторую! Машина оформлена на юридическое лицо, потому как в основном она необходима по работе.
— Моя Mazda была приобретена в салоне. «Шестерка» в этом кузове настолько удачная, что иногда посещают мысли взять вторую такую же, но для других целей. Я регулярно мониторю предложения на «вторичке», поэтому меня и зацепило данное объявление. Привлекла даже не сама цена, а то, что при такой стоимости выделен НДС, — рассказывает мужчина. — Так как я собирался регистрировать машину на юрлицо, меня, естественно, это заинтересовало. Не будь у нее пометки «с НДС», то даже не полез бы так глубоко копать и проверять историю этого экземпляра.
Наш герой наткнулся на объявление о продаже седана Mazda 6 2013 года выпуска с 2,5-литровым бензиновым двигателем и коробкой «автомат». Семилетняя «японка» с пробегом 132 тысячи км реализовывалась за $13 000. В описании действительно стоят пометки следующего содержания: «с НДС» и «богатая комплектация».
— Сразу понял, что с машиной что-то не так. И это не скрученные цифры на одометре. На личном опыте знаю, что в данном поколении пробег у них родной (все хорошо видно по состоянию салона). Судя по дате публикации, Mazda продавалась всего пару дней.
Павел заостряет внимание, что бензиновые моторы «Мазды» объемом 2,0 и 2,5 литра визуально неотличимы. Отчасти поэтому он решился на детальную проверку: хотелось агрегат порезвее.
— В объявлении указан вин-номер, что уже хорошо. Любой сайт по подбору автозапчастей подтверждает, что это действительно 2,5-литровый двигатель. Кроме того, заметно, что машину реализовали в Российской Федерации. То есть впервые автомобиль продали в салоне на территории РФ. Будь «Мазда» исконно наша, был бы указан регион BY. Благо японская компания это разграничивает еще со времен Mazda CX7, — продолжает наш собеседник. — И вот здесь мы сталкиваемся с полным тупиком на предмет появления и существования у этой машины выделенного НДС.
Наш герой в мессенджере уточнил у продавца принадлежность данного номера кузова к конкретному автомобилю в объявлении, а также информацию о наличии НДС. На оба вопроса мужчина получил утвердительный ответ. — У меня возникли мысли о машине-клоне, но это было бы слишком просто. Попутно выясняю, что продавец — перекуп, так как за последние пару месяцев он реализовывал 2 солидных автомобиля: BMW X5 и Mitsubishi Outlander. Перекупщики такие тачки любят, но это все цветочки на фоне того, что вскрылось позже. Напомню, что Mazda на фото — с белорусскими номерами и «с НДС».
Результат проверки VIN-номера на сайте «Гибдд.рф» указал на то, что автомобиль до сих пор стоит на учете в РФ и имеет статус «Физическое лицо» cо 02.04.2014 по настоящее время. К тому же в официальной истории зафиксировано ДТП в Санкт-Петербурге в 2017 году. — Если бы машина оказалась легально ввезена в РБ, то у нее бы значился статус «Физическое лицо», а последняя операция была бы — снятие с учета в связи с убытием за пределы Российской Федерации. Получается еще интереснее! Как это: авто на учете сразу и в РБ, и в РФ? — недоумевает наш герой. — Продавец предложил приехать и лично посмотреть на табличку VIN, а также взглянуть на все документы по «Мазде». А тут еще «Гугл» мне подсказал, что существовали целых три разных объявления о продаже «Мазды» с данным VIN в Могилеве с ценами 10 500/9 500/9 700 долларов. К сожалению, в кэше этих страничек не сохранилось.
— Я стал копать дальше и наткнулся на ссылки, которые указывали, что данный экземпляр (а точнее авто с данным вином) реализовывался в торговом доме «Восточный», который имеет площадку в Могилеве. Пошли совпадения, ведущие к предполагаемой истине. Когда я в лоб спросил у продавца, был ли куплен этот автомобиль в Могилеве, он подтвердил информацию, но стал отрицать цену в $9 700. После всех манипуляций с сайтом «Гибдд.рф» Павел продолжил свой «рейд» по поисковикам. Так, в одной из соцсетей он наткнулся на объявление о продаже данной машины в публичной группе конфиската.
— Дата объявления в конфискате — октябрь 2019, так что с участием автомобиля в ДТП в Питере в 2017 году все сходится. Причем в интернете указан объем 2,0 литра. Этот момент я списываю и на невозможность внешне определить объем двигателя, и на нежелание сотрудников добросовестно оценивать машину, и на стартовую цену в 25 000 BYN, что в пересчете на старый курс составляет около $12 000. А вот по нынешнему курсу, когда ее продали с площадки ТД «Восточный», получается как раз порядка 9 700 долларов!
Наш герой признается, что аргументы могут казаться надуманными, однако благодаря нехитрым манипуляциям он узнал многое об истории автомобиля, который его заинтересовал. — Моя версия такая. Прошлый хозяин, находясь за рулем транспортного средства с учётом в РФ, попадается пьяным нашим сотрудникам ГАИ. Машину конфисковали (согласно белорусским законам). С автомобиля банально снимают российские номера и выставляют на продажу с аукциона. В этот момент у «Мазды» появляются белорусские документы: техпаспорт и выделенный НДС (так как продажа от юридического лица — автоконфиската). Возможно, ее изъяли и за другую провинность, но факт налицо — учет ТС в двух странах. И машина полностью легальна в РБ! Нынешний владелец-перекуп приобрел эту Mazda, отполировал её и спокойно реализовывает следующему белорусу. И по документам тот получает абсолютно легальное авто на территории РБ.
— Чем это чревато? Кажется, с данной Mazda все в порядке: она не в угоне на территории РФ, у нее нет действующего ОСАГО. Но текущий собственник в России по возвращении домой может заявить об угоне авто. Тогда «Мазда» попадет в розыск и новоиспеченный владелец-белорус окажется за рулем угнанной машины, если его остановит инспектор ДПС! Да, на белорусских номерах шансы, что сотрудник ГИБДД решит проверить VIN, мизерный. Но имеет место сам факт, что легальная в Беларуси машина на наших регзнаках является автомобилем с действующим российским учетом.
**В беседе Павел с грустью вздыхает: «А таких транспортных средств у нас может быть множество!» И уже даже не у перекупов, а у счастливых владельцев, ведь VIN отнюдь не перебитый, поэтому машина абсолютно чистая для органов правопорядка Беларуси.— Допускаю мысль, что сам перекуп не в курсе полной истории этого автомобиля. Как правило, у них машина задерживается ненадолго, им бы бабла срубить, быстро продать и забыть, поэтому многие не погружаются в детали. Мне просто стало любопытно, поэтому я искал на нее зацепки. Автомобиль могли конфисковать как за пьяное вождение, так и за контрабанду. Не суть. Так или иначе, этого мы уже не узнаем, но покупать подобную машину очень рискованно, — резюмирует мужчина.