Что такое семейный миф и как он на нас влияет

17.12.2019 в 17:27

Знаете ли вы, что такое семейный миф? Какой он у вас — конкретно в вашей семье? Как он управляет вашей жизнью? Скорее всего, нет. Мы редко об этом задумываемся, а между тем передающиеся из поколения в поколение паттерны поведения есть в каждой семье, уверена семейный психолог Инна Хамитова.

Человеку, принадлежащему к современной культуре с ее идей self-made man и концепцией управления судьбой, трудно представить, насколько наше настоящее зависит от прошлого нашей семьи. Но обстоятельства жизни наших предков, сложности, с которыми они сталкивались, и то, как они их преодолевали, очень влияют на нас сегодня.

Семейный миф есть в каждой семье, хоть и не всегда он очевиден и довольно редко проговаривается и осознается. Он помогает нам описывать себя и свою семью, выстраивать границы с миром, определяет нашу реакцию на то, что с нами происходит. Он может давать нам силы, уверенность и ресурсы, а может быть деструктивным и мешать правильно оценивать себя и свои возможности.

Примеры таких мифов — мифы о спасателе, о герое, о грешнике, о том, что надо быть достойным человеком, о выживании, о детоцентризме. Миф складывается, когда семья на протяжении нескольких поколений выживает благодаря определенному специфическому поведению. В дальнейшем жизнь меняется и вроде бы такое поведение не требуется, но следующие поколения семьи непроизвольно его воспроизводят.

Например, несколько поколений семьи жили тяжело: для того, чтобы выживать, нужно было заниматься коллективным трудом, избегать конфликтов и так далее. Прошло время, и следующие поколения этой семьи оказались уже в более комфортных условиях, их выживание напрямую не зависит от того, насколько слаженно люди трудятся совместно. Однако миф продолжает управлять их поведением, заставляя их «дружить ради выживания» с абсолютно неподходящими людьми.

Или члены одной семьи привыкли бороться с трудностями, поскольку их жизнь никогда не была стабильной и безопасной (таковы были исторические реалии). Но живущие в более стабильном мире потомки могут специально создавать себе сложности, а потом успешно их преодолевать. В стабильной ситуации эти люди могут чувствовать себя очень некомфортно. И если копнуть поглубже, задав определенные вопросы, выяснится, что они тайно хотят, чтобы все рухнуло. Им хорошо в состоянии войны и необходимости завоевания этого мира, они знают, как вести себя в таких условиях.

Часто семейный миф выглядит как лояльность семейным правилам, но бывает, что обладает и патологизирующим влиянием

Предположим, что отец вашей прабабушки пил. Сильно пьющий человек, словно оборотень, попеременно находится в одном из двух режимов. Когда он трезвый — все прекрасно, когда пьяный — чудовищно. Каждый вечер прабабушка прислушивалась к шагам на лестнице: какой папа сегодня? Из-за этого она выросла сверхчувствительным человеком, который по шагам в коридоре, по повороту ключа в замке может понять, в каком состоянии близкий, и в зависимости от этого либо прятаться, либо выползать.

Когда такая женщина вырастает, оказывается, что хорошие мальчики с букетами роз и ухаживаниями ей не интересны. Она привыкла к вечному переключению, когда ужас сменяется счастьем. Конечно, она не обязательно выбирает себе в спутники зависимого человека (хотя вероятность весьма велика), но почти наверняка соединяет свою жизнь с тем, кто обеспечит ей постоянное психологическое напряжение. Это может быть человек, выбравший экстремальную работу, или, скажем, социопат. У такой пары рождаются дети, и паттерн переходит из поколения в поколение, и алкоголизм прапрадеда влияет на поведение потомков.

Часто семейный миф выглядит как лояльность семейным правилам, преемственность, иногда доходит до нас в виде семейной традиции, но бывает, что обладает и патологизирующим влиянием, и тогда с ним нужно работать.

Но, что главное, мы можем не замечать его всю жизнь — особенно если не размышляем о прошлом своей семьи, не ищем в нем причины своих поступков. Поскольку многие поколения в нашей стране пережили войны, революции, репрессии, мы все это в себе несем, хоть часто и не понимаем, в каком именно виде. Совсем уж простой пример: некоторые страдают от лишнего веса и не могут оставить что-то на тарелке, даже когда сыты, не задумываясь, что причина в том, что их прабабушка пережила блокаду Ленинграда.

Так что семейный миф — не абстрактное понятие, а явление, которое касается каждого из нас. А раз он руководит нами, неплохо бы чуть лучше его понимать. В мифе заключен источник колоссальных ресурсов — стоит нам их для себя открыть, как в жизни появятся новые возможности. Например, если наш семейный миф требует от нас все время быть в напряжении, то неудивительно, что мы не можем расслабиться и отдохнуть.

Именно этому: обсуждению того, какие мифы бывают и как они формируются — будет посвящена программа «Игры и гедонизм» в рамках образовательного проекта «Шатология». Участники смогут разобрать свои семейные истории и решить, что в семейном мифе им хочется изменить, а что — взять с собой в новый год.

Узнав свой семейный миф, можно использовать его, чтобы сделать себя сильнее, а свою жизнь — лучше.